Стабильное чудо

О московском концерте Даниэлы Барчеллоны

22.01.2008 в 16:19

Даниэла Барчеллона

В зале Чайковского состоялся российский дебют итальянской певицы Даниэлы Барчеллоны, который обрадовал двумя открытиями: до сих пор в мире появляются вокальные самородки; а концерт — самый адекватный формат для наслаждения их искусством.

Несмотря на то что мировой оперный рынок сегодня перенасыщен, появление вокальных див — очень большая редкость. По-настоящему красивый голос дается природой, существует как естественная, в принципе не зависящая от воспитания данность и подразумевает, что среда и судьба будут его хранить. Однако современное оперное производство, похожее на безостановочный конвейер, истинной красоте противопоказано: красота живет в своем неспешном ритме. Поэтому Барчеллона — в том виде, в каком она впервые предстала в Москве в Концертном зале им. П.И. Чайковского, — кажется прилетевшей с другой планеты.

Планета эта — ранний романтизм, эпоха итальянского бельканто, короткий (1810 —1830-е гг.), но дивный фрагмент четырехвековой истории оперы. Картина мира уже потеряла барочную устойчивость, но художники, еще умея обуздать внутренний пламень, выражали драматическое чрезвычайно изящно: чувство гармонии присутствовало всегда — даже тогда, когда героиня страдала или гибла. Бельканто — золотая пора устойчивости в опере, где вдохновленный примадонной гений строчил одну за другой лирические драмы, в центре которых парила женская душа. Часто — в мужском обличье: нежно-меланхолических героев бельканто пели тоже женщины. Или — андрогины: колоратурное меццо-сопрано, топ-голос бельканто — это как раз сочетание-смешение двух гендерных полюсов: нежности и силы, мягкости и блеска, меланхолии и целеустремленности.

Даниэла Барчеллона, у которой в репертуаре 17 ролей Россини, как женских, так и мужских, это качество несет в себе. Внешне она — типичная оперная примадонна, красивая и щедрая, постоянно излучающая свою природную роскошь. Едва она начинает петь, убирая до поры до времени свой большой, но мягкий голос, как в перспективе уже видно все грандиозное здание моносцены — не просто арии, но полноценного высказывания со своей драматургией.

Серьезные моносцены стиля бельканто стандартны по композиции: очень медленный и затаенный речитатив с репликами, перемежаемыми оркестром (вступление), спокойная, льющаяся, свободная кантилена (основная часть), наконец, стремительное заключение (presto с колоратурами, от которых у публики — но не у певицы — перехватывает дыхание). Три части — это три стадии истории души: рождение мысли, кристаллизация, вывод. Вот эту только на первый взгляд простую последовательность Барчеллона воплощает идеально, понимая, кажется, с рождения, зачем она это делает: затем, чтобы показать разные состояния, возможности и грани своего дивного голоса, который, как и всякую роскошь, надо потреблять постепенно, оттягивая главное наслаждение к коде.

Этот вокальный вечер нес высокий энергетический заряд. Хотя партнер Барчеллоны — Академический симфонический оркестр Московской филармонии — здесь оказался вроде как ни при чем. Даже с приехавшим вместе с Барчеллоной итальянским дирижером Алессандро Витьелло он все равно тащился за ней, как прицеп за тягачом. Интересен был концерт и с точки зрения репертуара: ни Россини, ни Доницетти, ни автор позднего французского романтизма Сен-Санс (знаменитейшая ария Далилы), ни почти верист, итальянец Чилеа (ария принцессы Буйонской из «Адриенны Лекуврер») не являются героями нашей культурной жизни. Живьем послушать их музыку — по сути, завести с ней настоящее знакомство.

Но все же центром притяжения вечера оказался сам голос Барчеллоны, имеющий способность раскрываться постепенно, его тембр, ощущения от которого кажутся бесконечными. Собственно, это стабильное чудо продолжительностью в два отделения и стало главным смыслом визита итальянки. Слушая ее, понимаешь, что существуют явления, превосходящие рядовые человеческие представления.

Марина Борисова, openspace.ru

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Концертный зал имени Чайковского

Персоналии

Даниэла Барчеллона

просмотры: 3387



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть