Слона не опознали

Закончился первый тур конкурса композиторов

Полгода назад Большой театр объявил открытый конкурс — сочинители должны были написать оперу или балет для детей, поскольку, по мнению организаторов конкурса (а это не только театр, но и Союз театральных деятелей при поддержке Федерального агентства по культуре), именно таких произведений в стране категорически не хватает. Экспертный совет получил 87 заявок; каждая заявка содержала либретто и диск с записью двадцати минут уже придуманной музыки. Во вторник на пресс-конференции в Большом эксперты, возглавляемые композитором Андреем Эшпаем, объявили свое решение: во второй тур конкурса выходят девять авторов. Им будут предоставлены гранты на сочинение произведения целиком; лучшая же из работ будет поставлена на сцене Большого театра.

Поскольку конкурс проходил под шифрами, а на пресс-конференции были вскрыты конверты с именами только тех авторов, кто вышел во второй тур, то так и останется загадкой, кто же хотел сочинить оперы «Казаки» и «Холстомер», балет «Гаргантюа», балет «Старик и море» (да-да, по Хемингуэю) или «музыкальный балет» «Супрематический сказ». Финалисты, впрочем, тоже порой поражали нестандартным воображением.

Итак. Три балета, четыре оперы, «хорео-хоровая драма» и «хореографический квест». Балеты: «Мойдодыр» (Ефрем Подгайц), «Гулливер в стране лилипутов» (Алексей Ларин), «Счастливый день» (Роман Леденев). Оперы: «Арденнский лес» (по шекспировской пьесе «Как вам это понравится», Владимир Кобекин), «Джинн из бутылки, или Невероятные приключения Кости Оладьина» (по, заметьте, сказкам «Тысячи и одной ночи», Илья Кузнецов), «Костяная нога, или Байки Лукоморья» (Тарас Буевский) и неопознанный «Слон» по рассказам Куприна (автор не вложил листок со своим именем в запечатанный конверт, теперь счастливца-финалиста будут искать). Сложно себе представить, как может выглядеть на сцене «хорео-хоровая драма» «Сентанта», которую будет сочинять самый юный, 22-летний участник конкурса Иван Великанов, или «хореографический квест» «Семен. Версия 1.0», придумываемый Вячеславом Кругликом «по мотивам русской народной сказки «Волшебное кольцо»». Но тем интереснее -- вдруг действительно Большой театр поговорит с XXI веком именно в результате конкурса на партитуру для детей?

Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов сообщил на пресс-конференции, что этот конкурс «важная работа в русле миссии, которой мы придерживаемся» (подразумевается -- Большой театр отвечает не только за себя, но и вообще за развитие музыкального театра в России, и созданные произведения, даже те, что не появятся на сцене главного театра страны, будут иметь шанс быть поставленными на других сценах). А Андрей Эшпай сам задал себе вопрос: могут ли быть ошибки в решениях экспертного совета? И сам на него ответил: конечно, могут. Возможность неправильной оценки выдающегося произведения он проиллюстрировал экскурсом в историю -- о неуспехе «Кармен» и непризнании Равеля. То есть подсластил конкурсантам, не прошедшим во второй тур, горечь поражения мыслью о том, что это не их сочинения плохи, а возглавляемый Эшпаем экспертный совет недостаточно дальновиден. Ну а Александр Калягин (представлявший возглавляемый им Союз театральных деятелей) сообщил, что главный победитель -- тот, что получит право на постановку его сочинения в Большом -- станет известен в декабре этого года.

Анна Гордеева ("Время новостей")

реклама