Полвека Хворостовского

Евгений Темнозвуков, 16.10.2012 в 21:28

Дмитрий Хворостовский

Сегодня полувековой юбилей отмечает Дмитрий Хворостовский. Знаменитый российский баритон, народный артист России встречает его в боевом строю — на репетициях оперы Дж. Верди «Бал-маскарад» в нью-йоркской «Метрополитен-опере».

Хворостовский в России — медийная фигура, один из немногих в оперном мире, кого в лицо знает народ, простой обыватель.

Большая по меркам классического исполнителя народная популярность Хворостовского объясняется как грамотной раскруткой, шедшей ещё с советских времён, так и настоящими его достоинствами — красивым от природы голосом, хорошей школой, выигрышной внешностью. Хворостовский может себе позволить намного больше, чем любой, даже самый именитый оперный артист в нашей стране.

В России он воспринимается как национальный герой.

Каждый его приезд в Москву или Петербург, а уж тем более в родную Сибирь, где он бывает всё реже и реже, подаётся прессой наравне с визитом собирающих толпы в сотни тысяч звёзд шоу-бизнеса или какого-нибудь влиятельного в мире президента или монарха. Российские СМИ не устают тиражировать его образ и его биографию, подавая сюжет в стиле диснеевской Золушки о счастливом билетике и вечном везении. Хворостовского такой образ, похоже, ничуть не смущает, и он сам в своих интервью охотно говорит о головокружительном взлёте его карьеры в конце 1980-х.

Но что такое Хворостовский сегодня для мировой музыкальной культуры?

Является ли и там, на Западе, где преимущественно работает певец, он такой же культовой фигурой, как и в своём Отечестве? Разумеется, нет. Только для наших ура-патриотов от оперы Хворостовский — баритон номер один в масштабах планеты. В контексте тех же «Метрополитен-оперы» и «Ковент-Гардена», где чаще всего появляется певец, он не более чем хороший баритон, крепкий профессионал с импозантной внешностью.

Его голос при всей красоте достаточно скучен, а исполнение полно штампов и одномерности.

Голос русского баритона подходит далеко не для любого оперного зала, в частности, в московском Большом театре он всегда испытывал проблемы с полноценным озвучиванием одного из крупнейших театров мира, что до реконструкции, что после — оттого никогда и не любил выступать здесь.

С актёрской точки зрения Хворостовский всегда играет только себя:

какие-то из ролей вследствие такого подхода ему идут, какие-то — категорически нет. При всей значительности его карьеры (в его списке последних двух десятилетий — только первые театры мира),

Хворостовского трудно назвать уникальным явлением в оперном искусстве, артистом, сказавшим новое слово в исполнительстве, в мировом вокале.

В день юбилея отовсюду будут звучать лишь паточные славословия и фанфары: оно и понятно — праздник, как ни крути. Но любому грамотному музыканту понятно, что

Хворостовский в России совершенно очевидно переоценён, продаётся не по той цене, которую реально стоит.

Если же приглядеться внимательно к развитию артиста Хворостовского, то можно абсолютно точно констатировать, что, несмотря на не самый юный возраст, певец добился известности и популярности, но не большого уважения среди профессионалов и преданных ценителей вокала.

За годы, прошедшие со времён его выдвижения в оперные лидеры с благословения Ирины Архиповой, он не растерял свой потенциал, его вокал по-прежнему лишён дефектов. Но

сказать, что за эти двадцать лет артист как-то развивался, совершенствовался, находился в мучительном поиске, итогом которого стали бы роли-откровения на оперной сцене — нет, этого решительно сказать невозможно.

Хворостовский просто грамотно пел, эксплуатируя данное природой (голос, внешность), педагогами (мастерство, профессионализм) и публикой (авансы симпатий). Спасибо ему, конечно, и за это. Но при том, что изначально дано было певцу Дмитрию Хворостовскому, добиться можно было гораздо большего.

реклама

вам может быть интересно

Эпоха Мариса Янсонса Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

опера

Персоналии

Дмитрий Хворостовский

просмотры: 9201