На фестивале Бежара в Бельгии

Майя Шварцман, 07.11.2012 в 15:35

На фестивале Бежара в Бельгии

Всю первую неделю ноября в Антверпене и Генте проходят ежедневные представления балетной труппы Бежара.

Как известно, прославленный хореограф Морис Бежар, ученик Ролана Пети, один из крупнейших хореографов современности, долгое время работал в Брюсселе, где в 1960 году основал компанию «Балет ХХ века», а затем с 1987 года обосновался в Лозанне, где создал труппу «Балет Бежара». После смерти мэтра лозаннскую труппу возглавил Жиль Роман, нынешний артистический директор и хореограф этого знаменитого коллектива, и именно он и представлял на фестивале как творения мастера, так и свои собственные.

Представление являет собой некий триптих, части которого можно объединить общим названием: «Человек».

Первая часть исполняется артистами на музыку И. С. Баха и называется «Кантата 51». Вторая — современные музыкальные аранжировки, где мелькает всё: от мазурки Шопена до поп-групп. Третья — «Весна священная» Стравинского. Замечу, что «Кантата 51» и «Весна священная» принадлежат Бежару, поставившему эти балеты в Брюсселе, соответственно в 1966 и 1959 годах. Среднюю же часть создал Жиль Роман.

На фестивале Бежара в Бельгии

Третья часть, наиболее знаменитая, предваряется вступлением, вроде предисловия — пантомимой трёх танцоров (один из которых сам Жиль Роман) с неожиданным музыкальным сопровождением.

Солисты танцуют под фонограмму... голоса Стравинского,

записанного во время одной из оркестровых репетиций. Голос Игоря Фёдоровича то по-французски, то по-английски терпеливо повторяет счёт, даёт указания группам музыкантов, объясняет неточности и подбадривает исполнителей. Затем звучит третья часть его скрипичного концерта в исполнении Ицхака Перельмана и Бостонского симфонического окрестра, а уже потом начинается «Весна».

Если заранее можно смириться с абсурдностью попытки пересказа балета словами, то объяснить разработку идеи универсума под именем Человек, можно примерно так: в первой части Бахом и солистами была воспета и пластично выражена мысль о том, что

человеку пытливому, как биологическому виду, тесно в классике.

На фестивале Бежара в Бельгии

Взросление личности происходит стремительно, и любой живущий быстро вырывается за рамки, оставленные ему предыдущими поколениями. При том, что человек — по Бежару — вырастает из старых клише, он их не растаптывает, не «разрушает до основанья», не уничтожает, но и «не расстаётся со своим прошлым, смеясь». Взросление и мужание с их соблазнами и испытаниями облечены в светлые тона, и иероглифы поз танцующих читаются, как обещание надежды и света.

Человек, растущий ввысь над прошлым и над собой, — это Человек Достойный.

Вторая часть балета выглядела контрастом к первой. Зрителям предлагалось осознать, что может быть с той же личностью, если она, растя, будет опираться лишь на инстинкты. Недаром часть называется «Синкопой», то есть смещением акцента, будто несовпадением, непопаданием в истинно высокое человеческое.

Человек бездумно переваривает информацию, а она не менее успешно переваривает его.

На фестивале Бежара в Бельгии

Он перестаёт понимать суть вещей, течение жизни, отличать живое (то есть способное испытывать боль) от неживого, ангелов от бесов, и сон его разума порождает чудовищ. А что породит в свою очередь сон чудовищ, словно спрашивает хореограф? Уж никак не разум...

Третья часть балета уводит нас от угнетенных мыслей в мир досягаемой гармонии.

Даже среди людей-ящериц, людей-рептилий, как их представляют танцоры в «Весне священной», могут вновь родиться и вознестись над сородичами люди света. Неважно, чему ты был подобен в своём начале, словно уверяет воплощённая солистами балета музыка Стравинского, важно, что ты можешь стать личностью, противостоя массе и её стадным инстинктам.

Зрители стоя благодарили артистов и вызывали их несчетное количество раз, труппа была не менее благодарна горячему приёму и в ответ принялась хлопать публике. Так и закончился этот вечер, и это было не менее красноречиво, чем идея всего балетного триптиха, представленного на фестивале Бежара.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

балет

Персоналии

Морис Бежар

Произведения

Весна священная (балет)

просмотры: 3800



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть