Творческие пересечения

Юстус Франц и Иван Рудин

Екатерина Спиркина , 12.11.2012 в 23:06

Юстус Франц

Заключительный концерт фестиваля «Дебюсси и его время» прошел 26 октября в Большом зале консерватории. В концерте принимали участие Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет) под управлением Юстуса Франца (Германия) и пианист Иван Рудин.

Юстус Франц едва ли нуждается в представлении ― сейчас он один из самых популярных и востребованных немецких дирижеров во всем мире. Отечественной публике его имя хорошо знакомо по ставшему уже традиционным сотрудничеству с различными российскими коллективами.

Однако, как это часто бывает в творческой судьбе высокоодаренных музыкантов,

Франц является еще и блестящим пианистом:

его педагогами были Э. Хансен и В. Кемпф. Будучи совсем юным, Юстус выступал вместе с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Караяна, гастролировал во многих странах мира, в том числе и в Америке, где произошло его знакомство с Бернстайном. В области интересов дирижера лежит также просветительская и общественная деятельности: он ― создатель всемирно известного Шлезвиг-Гольштейнского музыкального фестиваля, основатель «Оркестра наций», а каждое лето Франц приглашает музыкантов со всех континентов на свой музыкальный фестиваль «Finca Festival Frantz & Friends» в Монте Леоне.

После вышеупомянутого американского сотрудничества началась долгая дружба Бернстайна и Франца, продолжавшаяся до самой смерти композитора. И дабы отдать дань памяти друга, свой очередной московский концерт

Франц начал с увертюры к единственной оперетте Бернстайна «Кандид».

Безусловно, это стало отличным началом финального концерта фестиваля. Для нас Бернстайн ассоциируется прежде всего с мюзиклом «Вестсайдская история», другие его сочинения в России можно услышать не так часто. Поэтому знакомство с неизвестными и прекрасными страницами творчества американского классика XX века привело искушенную московскую публику в восторг. Предложив «на закуску» слушателям редко звучащее сочинение, музыканты для продолжения программы выбрали более репертуарные произведения: в исполнении Рудина и оркестра «Новая Россия» прозвучала Рапсодия на тему Паганини Рахманинова.

Двадцать с небольшим минут зал находился в состоянии оцепенения.

В интерпретации Рудина завораживало все: техническая оснащенность пианиста, положение его рук на клавиатуре, изумительно тонкая нюансировка звука. Каждое движение пианиста за инструментом было обусловлено происходящим в музыке: в этой игре не было никакого позерства или ненужной театральности. Собранность, уверенность, прекрасное музыкальное чувство, быстрое умение перевоплощаться, богатая звуковая образность и продуманность всей концепции этого непростого сочинения ― вот, что отличало в этот вечер стиль солиста.

Иван Рудин

Так же, как в первом отделении, слушатели следили за магическими метаморфозами пианиста, так и во втором зал оказался под чарами палочки дирижера.

Нередко с годами мастерство в исполнительстве начинает преобладать над вдохновением, превращая музыку в ремесло.

К счастью, это ни в коей мере нельзя отнести к творчеству Франца. «Лунный свет» Дебюсии (в переложении для симфонического оркестра) и симфония «Из нового света» Дворжака вдруг зазвучали совсем по-иному. В симфонии не слышалось традиционной тяжеловесности и горделивости, ― вместо этого на первый план дирижер выводит довольно сдержанный героизм крайних частей и хрупкую лирику второй части. А из-за взятого дирижером сдержанного, будто «плывущего» темпа в пьесе «Лунный свет», зал почти физически ощутил мерцающий отблеск ночного светила.

Юстуса Франца и Ивана Рудина многое объединяет.

По своим творческим устремлениям и отношению к искусству звуков они оказываются невероятно похожими друг на друга: их музыкальные концепции, отношение к исполнительству отличаются отменным вкусом и величайшим профессионализмом.

Мы, так привыкшие к эпатажу, уже «пресыщенные» искусством модерна и постмодерна, приученные к жеманному исполнению барочной музыки, наблюдающие иногда плохо скрываемый непрофессионализм и скверный стиль во время исполнения музыки, вдруг обнаруживаем, что именно

благодаря музыкантам такого уровня, с концерта можно выйти с ощущением внутренней гармонии.

Кто-то скажет: «Это было обычно, ничего нового!». Но не в постоянстве ли и не в чувстве меры, в стройности программы и ее ладной подаче заключается истинное наслаждение музыкой?

реклама

вам может быть интересно

Солнце взошло трижды за вечер Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Большой зал Московской консерватории

Персоналии

Иван Рудин

Коллективы

Новая Россия

просмотры: 6003



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть