В Израиле успешно прошел фестиваль Валерия Гергиева и Мариинского театра
Эйлат — известный курорт на юге Израиля, там, где страна узкой полосой (по одну сторону которой — Египет, а по другую — Иордания) спускается к Красному морю. В конце 1993 года Валерий Гергиев и его немецкий коллега Юстус Франц впервые провели тут фестиваль, на котором и мне довелось побывать. «Фестиваль Красного моря» состоялся затем в 1994-м и 1998 годах; художественное руководство им Гергиев осуществлял уже единолично. Потом наступил длительный перерыв, и вот недавно музыкальный праздник прошел вновь. Отвечая на мой вопрос, отчего фестиваль устраивается нерегулярно, Валерий Абисалович пояснил, что проведение его зависит от важных внешних обстоятельств. Нестабильность в стране, трудности экономики, палестинская интифада — все это было причиной перерыва. Но люди стремятся к искусству, приезд Мариинского театра позволил тысячам людей думать о концертах.
Кусочек рая, обустроенный на отвоеванной у пустыни сравнительно небольшой территории, уже давно обжит израильтянами и гостями из других стран. Летом тут неимоверная жара, и люди предпочитают приезжать сюда в иные сезоны, особенно охотно зимой. Неослабевающее политическое и социальное напряжение в стране здесь почти не ощущается: страхи и волнения «отпускники» оставляют дома, тут же стараются беззаботно развлечься.
В дни фестиваля оживление достигло апогея. Музыкальный праздник продолжался всего три дня и был проведен лишь силами Мариинского театра. Но не только для города — для всей страны он стал, как сказал мне один здешний коллега, хорошей встряской.
В порту, в огромном помещении терминала, были установлены эстрада и поднимающиеся ступенями ряды кресел. Здесь происходили главные события фестиваля, которые снимало израильское телевидение — чтобы показать стране и миру. В первый вечер исполнялась Вторая симфония Малера («Воскресение»). Гениальное сочинение это входит в постоянный репертуар Гергиева, как и оркестрового и хорового коллективов Мариинского театра. Нынче симфония предстала на редкость монументальной. Значимость ли и торжественность момента, габариты ли зала, многочисленность аудитории и ее чрезвычайная заинтересованность (которую артисты мгновенно ощущают) — но музицировали они вдохновенно, неторопливо, готовя исподволь и доводя до предельного напряжения инспирируемые дирижером нарастания. При этом, однако, не терялось то глубоко личное, что заключено в симфонии и получило выражение в прочувствованном пении солисток Ирины Матаевой и Екатерины Губановой, в трепетном, ритмически вольном интонировании инструментальных партий и особенно в затаенном, словно из душевных глубин изливающемся звучании хора.
Для праздничного мероприятия выбирайте профессиональных певцов на сайте — https://yaprofi.ua/users/zaporozhe.
На второй день была дана в концертном виде опера Верди «Набукко». Ее слушали и принимали с особым энтузиазмом. На земле, где происходили развертывающиеся в опере легендарные события, их показ не только очень волнует, но и вызывает вполне современные аллюзии. Жители современного Израиля легко ассоциируют себя с древними иудеями, противостоящими агрессии вавилонян, и снова и снова, на этот раз вместе с Верди, осуждают жестокость и религиозный фанатизм. Музыка пылкая, духоподъемная, заряженная еще и мощной гергиевской энергией, удесятеряет их энтузиазм. Почти все певцы были на высоте, но троих выделю особо: Ирину Гордей (Абигайль), Екатерину Семенчук (Фенена) и Валерия Алексеева (Набукко), чьи великолепные голоса свободно преодолевали экстраординарные вокальные трудности ради решения артистами образных задач. С наилучшей стороны показали себя снова хор и оркестр.
От «Набукко», премьера которого в 1842-м в миланском Ла Скала принесла Верди первую славу, до его последней, шекспировской оперы «Фальстаф», поставленной там же спустя полвека, — невероятная по своей интенсивности, не имеющая аналогий эволюция гениального мастера. Трудно себе представить, что одной и той же рукой вызвана к жизни огненная, но грубовато-лапидарная, психологически однолинейная музыка раннего творения и изысканная, запечатлевшая сложнейшие, вылепленные из противоречий характеры музыка позднего шедевра. Постановка «Фальстафа» на Мариинской сцене ожидается в скором будущем, и концертное исполнение, состоявшееся в заключительный день фестиваля, оказалось первым звучащим эскизом грядущего спектакля. Подтвердилось, что в труппе для него — отличный артистический состав. Темпераментный, во всем значительный Виктор Черноморцев и без грима очень колоритен в роли опустившегося, но не теряющего жизнелюбия ловеласа Фальстафа. Превосходна миссис Квикли у Ларисы Дядьковой (кстати, выдающаяся вокалистка исполняет эту партию и в выпущенной недавно образцовой записи оперы под управлением Аббадо). Весьма выразителен в партии Форда Василий Герелло. Да и все остальные солисты отменно хороши. Гергиев задает действу очень живой тонус и темп, становящийся временами бешеным. Артисты справляются, хотя для достижения точности и полной свободы ансамблей понадобятся еще репетиционные усилия.
Все эти художественные события происходили по вечерам, днем же в залах крупнейших отелей давались камерные концерты. В них приняли участие артисты симфонического оркестра Мариинского театра, игравшие соло и объединившись в разного рода ансамбли. Публика по достоинству оценила талант и мастерство петербургских инструменталистов. Большую аудиторию собрало исполнение хоровым коллективом «Всенощной» Рахманинова. Дирижировал главный хормейстер театра Андрей Петренко. Слушали затаив дыхание и были растроганы молитвенной возвышенностью и чистотой звучания — чистотой не только интонационной, но и стилистической, и душевной.
Итогами фестиваля Гергиев удовлетворен — прежде всего тем, что собралось много народу. Приехали из Иерусалима, Тель-Авива, других городов, значительное число слушателей прибыло из-за рубежа. Маэстро напомнил, что полный зал Петербургской филармонии — это 1200 человек, полный Мариинский театр — 1600 человек. Тут на «Набукко» были проданы все 2100 мест, на другие вечера — почти столько же.
По пути в Петербург Валерий Абисалович сказал мне, что собирается вместе с Мариинским театром приехать в Эйлат на следующий год и что, скорее всего, «Фестиваль Красного моря» станет ежегодным.
Михаил Бялик