«Вся наша жизнь — сплошной кроссовер»

Интервью с Андреем Константиновым

Андрей Константинов

Знаменитый петербургский коллектив, признанный законодатель мод в жанре crossover — ансамбль «Терем-квартет» вновь собирается посетить Москву. 26 февраля в Концертном зале им. Чайковского они выступят с программой «Шедевры мирового кино». На этот раз музыканты, известные своими оригинальными, не только виртуозными, но и полными юмора обработками мировой классики, предъявят публике проверенные временем шедевры киномузыки. Предлагаем вашему вниманию беседу с участником коллектива Андреем Константиновым.

— Вы мечтали о профессии музыканта с детства?

— В детстве я мечтал быть Регулировщиком, Космонавтом и Клоуном. Ни о какой музыке не могло идти и речи, это, по общему мнению, было «девчачье» дело. Моё внимание остановилось на музыке только в 13 лет, когда я увидел, как привлекательно воздействует на девушек игра на гитаре. Я загорелся, научился — и попал в дружный оркестр русских народных инструментов, потом было училище искусств, консерватория…

— Почему вы выбрали народные инструменты? Или это инструменты выбрали вас?

— Ничего случайного в нашей жизни не бывает, хотя происходящее чаще именно так и выглядит — как набор случайностей. Через год, необъяснимо, но совершенно точно я уже знал, что музыка — это моя жизнь! И именно на народных инструментах, потому что они подходят мне по характеру — смелые, задиристые, жизнерадостные, озорные…

— Знаменитый рок-музыкант Питер Гэбриэл сочинил для вашей музыки специальный термин — «теремизм». Как думаете, что он в него тогда вкладывал? И как определяете философию коллектива вы сами?

— Питер так назвал наш стиль игры, потому что не было ещё такого другого слова, зато были маркс-изм, ленин-изм, капитал-изм… И такое название в большей мере всё объясняло. Было ясно, что повторять старые шедевры и соблюдать чистоту жанра — это не наш путь. С первых же композиций мы с лёгкостью внедрялись в авторские мелодии и аранжировки, перекраивая их на более современный лад. Мы называли этот процесс «собиранием сливок» со всякой тягомотины...

Процесс быстроускоряющегося времени, ритм жизни должен был отражаться в музыкальном языке, в лаконичной форме, в многозначности, яркости музыкальных образов, непривычных приёмах и сильнейшей энергетике исполнения и т.д. Из каждой пьесы мы хотели сделать новый шедевр, найти новый ключ, ход, что, в конечном счете, должно было захватить зрительское внимание и сердце. Как правило, так и получалось.

Этот принцип успешно действует в квартете и до сих пор. Более того, мы всю свою жизнь сознательно осваиваем и захватываем всё новые и новые музыкальные территории. Начиная с «заново» сочинённой классики и заканчивая «новым фольклором» — киномузыкой. Есть реальные заезды «Терем-квартета» и в джаз, и в авангард, и в оперу, и в камерную или симфоническую музыку, вокальную и хоровую, драматический и музыкальный театры, кантри, рок, балет, озвучивание кинофильмов или модных показов — и много ещё куда, что пока не имеет названия.

Словом, «Терем-квартет» успел наследить во всех жанрах, где ещё не бывали русские народные инструменты. И ещё хотим! Мы считаем, что на русских народных инструментах можно играть любую музыку, но непременно «по-русски», т.е. выражая самобытный национальный взгляд на окружающий мир.

— С кем ещё из легендарных музыкантов сводила вас жизнь?

— Мы богаты друзьями и коллегами. Жизнь сводила нас с такими музыкантами как Владимир Чернов, Марис Янсонс, Юрий Темирканов, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Боби Макферрин, Аркадий Шилклопер, Василий Герелло, Ричард Гальяно, Мишель Порталь…

— Принцип кроссовера — это только для творчества — или в обычной жизни вы его тоже практикуете?

— Вся наша жизнь — сплошной кроссовер. Мы одеваемся в стиле кроссовер, едим, пьём, отдыхаем… наши эмоции постоянно пересекаются, перетекают, мысли бьются, вьются, цепляются, ищут биение живого пульса… Кроссовер — это постоянный поиск чего-то нового, неизведанного. Это стиль жизни!

— Несколько лет назад в Омском театре драмы вы принимали участие в создании весьма необычного спектакля «Бумбараш». Планируете ли вы ещё вылазки на территорию Мельпомены или других муз?

— Это наша мечта — выйти на театральную сцену. Мы даже почти придумали спектакль с Алисой Бруновной Фрейндлих о музыке, о том, как она порой ошеломительно влияет на нашу жизнь. Открывает глаза, сжимает сердце, очищает душу, просветляет ум, в общем, делает нашу жизнь лучше. Бог даст, что-нибудь и выйдет!

— 26 февраля в КЗЧ вы представите программу «Шедевры мирового кино» — т.е. сыграете свою версию культовых музыкальных тем из известных каждому кинофильмов. В нее вошли все ваши любимые фильмы — или что-то ещё останется «за кадром»?

— Дело не совсем в любимых фильмах. Дело в том, что уж скоро будет лет сто, как музыка из кинофильмов вытесняет народные песни, мелодии и напевы. Среду нашего обитания заполняет музыка кино. Она живёт в нашем подсознании и отвечает бурными положительными ассоциациями и переживаниями. В нашем понимании, это и есть современный фольклор. Все любимые фильмы войти в программу никогда не смогут. Их очень много, это тема бесконечная.

— Вы, как мы уже поняли, любите кино. А кино вас? Довелось ли вам сняться в какой-либо кинокартине?

— Нет, к сожалению. Хотя мы такие кинематографичные и характерные! Я думаю, что режиссёры просто бояться нас брать (улыбается). А хороших фильмов мало…

— Почему сейчас песни из кинофильмов, которые выходят на экраны, не идут в народ, как это было когда-то?

— Народ перестаёт петь. Теперь музыка звучит отовсюду: миллионы кинофильмов, ТВ, радио, записи, интернет — в общем, из всех возможных дыр; её много, она плохая … Её и слушают-то краешком уха, а что б петь захотелось?!...

— Уже 25 лет вы трудитесь, не покладая рук, на ниве популяризации русских народных инструментов. Можете ли вы сказать, что у вас будет достойная смена — или новое поколение выбирает не балалайку, а хип-хоп, RnB и тотальную глобализацию?

— Сложный вопрос. Для нас на первом месте всегда была цель увлечь людей богатством музыки, своеобразным русским отношением к окружающему миру, передать через музыку глубину и разнообразие русской культуры, тронуть «струны» сердца каждого… Не так давно мы поняли, что у нас получается передавать молодому поколению наши знания и опыт, открывать для юных музыкантов счастье «бытия» музыканта на сцене!

Это наше понимание и деятельность логично ведёт нас к созданию на базе «Терем-квартета» Молодёжного национального оркестра русских народных инструментов, где будут воплощаться принципы и отношение к музыке «Терем-квартета», — есть у нас такой план. Новые поколения никогда балалайку не выбирали, но, услышав родные звуки, всегда тянутся к ним. Включается генетическая память, открывается душа и тянется к родному, несмотря ни на что!

Беседовала Светлана Остужева

реклама

вам может быть интересно

Семь вечеров Классическая музыка