Новый театр или новая музыка?

Опера «Квартет» Луки Франческони

Опера «Квартет» Луки Франческони

Концертное исполнение оперы «Квартет» итальянского композитора Луки Франческони состоялось в амфитеатре парижского музыкального комплекса «Cité de la musique» («музыкальный городок», если переводить дословно), зале, оборудованном по последнему слову, и знаменитом своими презентациями современной музыки, а более всего концертами ансамбля «Intercontemporain», который принял участие и в «Квартете».

Данное концертное исполнение оставило у автора этих строк двойственные ощущения.

Начать, пожалуй, следует с того, что опера невероятно сложна. Напластование различных музыкальных, тематических, сюжетных и (по замыслу сценической версии оперы, показанной в «Ла Скала») визуальных слоёв создаёт на редкость замысловатую архитектонику оперы.

Произведение из жанра тех, к которым нужно основательно готовиться.

Опера «Квартет» Луки Франческони

Найти информацию не сложно, к примеру, концерту предшествует конференция, но, возникает вопрос о доступности как таковой. Музыка, которую понимаешь, только «подготовившись», прочитав и прослушав определённое количество информации, не является ли она «чистым», замкнутым искусством?

В нашем случае ситуация осложняется ещё и тем, что достоинства произведения относятся к разряду рафинированно музыкальных, мало несут нагрузки в театрально-драматическом плане и не факт, что интересны широкой публике.

А ещё после оперы возникает вопрос — почему композитор выбрал именно пьесу Хайнера Мюллера, написанную по мотивам романа «Опасные связи» Пьера Амбруаза?

Текст не содержит ни блестящей интриги, ни особенной художественной ценности.

Опера «Квартет» Луки Франческони

Поэтому и судьба героев оперы оставляет равнодушным, не трогает эмоциональной сферы. При этом нельзя сказать, что музыка «плохая». Напротив, она крайне интересна и нова, она увлекает.

Встречаются эпизоды, когда испытываешь подлинное восхищение.

Но по причине неудачного сюжета, синтетический жанр оперы обедняется и впечатления выходят скорее интеллектуально-эстетическими. Однако при всём вышесказанном опера вызывает положительную реакцию.

Опера «Квартет» написана и поставлена в апреле 2011 года, на сцене театра «Ла Скала».

Лука Франческони, современный итальянский композитор, ученик Л. Берио и К. Штокхаузена, относится к течению композиторов, ведущих исследования в области электронной музыки, экспериментирующих с ней.

Лука Франческони

На основе созданной им в 1975 году в Милане электро-акустической студии, с 1990-го там же развивается институт AGON, являющийся центром музыкальных исследований и компьютерной композиции, директором которого Л. Франческони оставался до 2006 года.

Композитор вполне успешен

(в его «досье» можно найти различные формы признания, от многочисленных мастер-классов, профессорства, до премий и четырёхлетнего директорства музыкальным отделением Венецианской биенале). В списке его произведений немало опер — «Lips, Eyes, Bang» (1998), «Buffa opera» (2002), «Gesualdo Considered as a Murderer» (2004) , как и, примыкающих к жанру оперы ораторий. Интересно, что

чаще всего Лука Франческони пишет на английском языке, что довольно-таки странно для итальянского композитора, живущего в Италии.

Опера «Квартет» Луки Франческони

«Квартет» не стал исключением. Но, однако, складывается ощущение, что текст не особенно важен для композитора. Он служит предлогом для создания некого «иного», модифицированного пространства. Многочисленный состав исполнителей призван воплотить замысел в жизнь.

Начать с того, что в опере четыре музыкальных пласта

— живой непосредственный звук (певцы, инструментальный ансамбль), воплощающий реальность (певцы), напрямую передающие текст и внутренний мир героев (ансамбль); второй пласт — живой транслируемый звук (хор и большой оркестр, находящиеся за сценой), воплощающий другой, большой мир (оркестр) и зыбкую область полуреальности (хор). Третий пласт — аудио-запись певцов, транслируемая в зал, воплощающая мысли, мечты — иллюзорный мир; наконец, четвёртый пласт — электронная музыка, вводящая абсолютно ирреальные элементы звучания.

Всё вместе заполняет всё пространство зала, звук возникает отовсюду.

Опера «Квартет» Луки Франческони

В какой-то момент забываешь, что присутствуешь на исполнении оперы и живёшь в этом новом, странном мире. Особенная зыбкость достигается в те моменты, когда аудио накладывается на живой звук. Возможно, именно идея создать подобное «психоделическое» произведение привлекла Франческони в пьесе Мюллера.

Эпизоды, когда герои поют «не себя», а других персонажей решены блестяще.

Часто личности героев перемешиваются, не всегда ясно, кто есть кто на данный момент, где реальность, где вымысел. Сопрано (Алисон Кук) исполняет маркизу де Мертей и Вальмона; тенор (Роберт Адамс) Вальмона, президентшу Турвель и Сесиль, племянницу маркизы де Мертей.

В начале оперы Мертей ревнует Вальмона (своего бывшего любовника) к президентше Турвель, но хочет, чтобы он соблазнил Сесиль, диалоги, дуэты, персонажи поют «себя».

Опера «Квартет» Луки Франческони

Затем роли меняются, сопрано становится Вальмоном (виртуозно играя регистрами), тенор — Турвель (временами переходя на озвученный фальцет). Волан пытается соблазнить президентшу.

Затем роли снова переворачиваются, мелькают истинные, первоначальные герои

и вот, очередной переворот — перед зрителями Сесиль и Вальмон (обоих исполняет Адамс), Вальмон соблазняет Сесиль.

Наконец, в последней сцене роли абсолютно перемешиваются — певцы исполняют одновременно каждый двух персонажей, и уже совершенно невозможно в них разобраться. Де Мертей отравляет Вальмона, но при этом, кажется, что она на данный момент Вальмон, и что это Вальмон отравляет Турвель. Вальмон умирает вместе с Турвель и в то же время остаётся жить в Мертей.

Опера «Квартет» Луки Франческони

В оригинальной постановке, исполненной на сцене «Ла Скала», немаловажную роль играл видеоряд.

Певцы дублировались своими гигантскими двойниками, иллюзорность и зыбкость увеличивалась на порядок. Прямоугольная «коробка» с персонажами, подвешенная (!) точно в центре пространства сцены, призвана была играть роль своеобразного экспериментального стола, аквариума. И зритель, и видеодвойники рассматривали (весьма нескромно) происходящее внутри.

Композитор достиг желаемого, создал ускользающую, «психоделическую», нереальную полуторочасовую реальность.

Произведение крайне интересно для всех, кто имеет отношение к классической музыке, но вот может ли оно быть актуально, понятно и интересно для более широкой публики, для любителей?

Едва ли можно дать положительный ответ на этот вопрос.

реклама