Италия, Лермонтов, звёзды и дети

В Монтекатини Терме прошел II фестиваль «Очи чёрные»

В Монтекатини Терме прошел II фестиваль «Очи чёрные»

Международный благотворительный фестиваль российско-итальянской культуры «Очи чёрные» уже во второй раз проходит в городе-курорте Монтекатини Терме. В этом году он состоялся с 4 по 9 мая в рамках перекрестного Года туризма Россия-Италия и был посвящен 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

Давнюю историю имеет само место – в тосканском городе любили проводить время Руджеро Леонкавалло и Джузеппе Верди (200-летию Верди был посвящен I фестиваль «Очи чёрные» в августе 2013 года), здесь отдыхала русская элита, в ХХ веке – Фрэнк Синатра, Принц Монако Ренье III и Грейс Келли… В 1987 году Никита Михалков снял здесь фильм «Очи чёрные» по мотивам рассказов А. П. Чехова о любви русской дворянки и итальянца, с Марчелло Мастроянни, Еленой Сафроновой и Иннокентием Смоктуновским в главных ролях.

Романтичную, и даже в чем-то волшебную атмосферу итальянского курорта воплотили в концертных программах организаторы фестиваля «Очи черные» – мэрия Монтекатини Терме, Оргкомитет итальянского фестиваля «Королевское лето», Фонд «Русское исполнительское искусство». Среди гостей музыкального праздника – высший свет: представители принца Монако Альбера II и принц Карл Вильгельм фон Пройссен, граф Петр Шереметьев и потомок Михаила Лермонтова, полный тезка поэта. На открытии фестиваля «Очи черные» – презентация одноименной марки вина, выращенного на винограднике в тосканской провинции Сиена, принадлежащем Никите Михалкову. К слову, ранее его марку «12» высоко оценил знаток хорошего вкуса Сильвио Берлускони, которому Михалков подарил два ящика чудесного напитка.

В фестивале приняли участие великолепные российские мастера скрипичной школы Виктор Третьяков и Наталья Лихопой, удостоившаяся некогда самых высоких похвал знаменитого Ицхака Перлмана, один из самых востребованных виолончелистов Борислав Струлев, известнейший в мире баянист Айдар Гайнуллин. Публику, в числе которой и итальянцы, и многочисленные туристы, просто очаровали джазовые пианисты Борис Фрумкин и Валерий Гроховский. Вместе с вокальным ансамблем «Бабье лето» Гроховский исполнил этно-джазовую импровизацию на темы «Времен года» Чайковского и народных мелодий – такого в Театре Верди еще не слышали. Вел концерты Святослав Бэлза.

Конечно, фестиваль, носящий имя знаменитого русского романса, многогранно представил современное вокальное исполнительство – от народного вокала (юная Мария Нежданова) до опер и романсов, звучавших в исполнении Марии Максаковой и двух молодых певцов, обладающих всеми данными для успешного карьерного роста. Это меццо-сопрано Анастасия Лебедянцева (воспитанница Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витола) и баритон Дмитрий Риберо (выпускник Манхэттенской музыкальной школы и актерских курсов Ли Страсберга в Нью-Йорке), особенно запомнившиеся в изысканном концерте во Флоренции, проходившем в соборе Санто-Стефано и ставшим кульминационным событием празднования 200-летия со дня рождения Лермонтова.

И этот концерт, да и весь фестиваль можно назвать одной из самых заметных акций в мире, посвященных юбилейным торжествам (среди них – уже прошедшие события в Америке и готовящиеся во Франции, Шотландии и других странах). В программу флорентийского концерта вошли вокальные произведения на стихи великого русского поэта, совершенно волшебно прозвучавшие в исполнении молодых певцов в стенах древнего храма.

Особенно запомнилось одухотворенное, эмоциональное и одновременно глубоко-интеллигентное исполнение Анастасией Лебедянцевой «Романса Нины» А. К. Глазунова из музыки к драме «Маскарад» и ария из «Демона» А. Г. Рубинштейна, сколь красивая, столь непростая в тесситурном плане, в убедительной интерпретации Дмитрия Риберо, обладателя благородного бархатного тембра. В другой программе выступила Мария Максакова, в чьем исполнении воплотилась и Кармен, и героиня романса А.Н. Верстовского «Старый муж».

Но, пожалуй, главным участником «Очей черных» стал Московский молодежный камерный оркестр под управлением Валерия Вороны, созданный на базе Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. Сам по себе статус молодежного оркестра в качестве фестивального, притом в другой стране, требует не только грамотного менеджмента, но и мастерства оркестрантов, которое они непрерывно демонстрировали, ни разу не повторившись в фестивальных программах и представив целую антологию мировой музыки – от И. С. Баха до Ж. Массне, от старинных русских романсов до Э. Артемьева. Продвижение в рамках фестиваля молодого академического исполнительства видится одной из главных задач руководителя фестиваля, президента фонда «Русское исполнительское искусство» и ректора «Ипполитовки» Валерия Вороны. Так, совершенно очаровательную ноту внес в фестивальную программу концерт «Юные дарования России и Италии» с участием победителей различных детских международных конкурсов.

В этом ключе кажется неслучайным участие в итальянском фестивале российского композитора Ефрема Подгайца. Будучи автором 250 сочинений практически во всех жанрах, в том числе тринадцати опер, Подгайц всегда уделял в своем творчестве большое внимание детям. О нем замечательный знаток детского творчества, основатель хора «Весна» Александр Пономарев говорил: «Музыка Е. Подгайца – совершенно новая, необычная, но очень естественная. Она не просто привлекает, а покоряет сердца исполнителей и слушателей своей чистотой, поэтичностью, нежным юмором и серьезной жизненной философией».

Для фестиваля «Очи черные» Ефрем Подгайц написал фирменные фанфарные позывные, а в одном из концертов прозвучала европейская премьера его сочинения «Музыка для Вороны и камерного оркестра (ноктюрн)», посвященного Валерию Вороне. Услышав это произведение, Виктор Третьяков также пожелал включить его в свой репертуар.

Таким образом, Россия и Италия обзавелись еще одним хорошим культурным начинанием, где уже есть свой фестивальный оркестр и композитор-резидент, где в условиях дивной итальянской природы и богатой культуры постепенно подрастают достаточно серьезные исполнительские силы. А значит – у фестиваля есть будущее.

реклама