Лучше без кед

Новосибирская опера представила «Свадьбу Фигаро» на «Золотой маске»

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сыграли «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Это один из двух спектаклей Новосибирской оперы в программе нынешней "Маски". Другой, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, покажут сегодня. У "Свадьбы Фигаро" пять номинаций на "Маску", у "Леди Макбет" - три. На звание лучшего дирижера в обоих случаях претендует один из самых модных музыкантов России Теодор Курентзис.

С именем Теодора Курентзиса теперь связывают самые интересные музыкальные события. Схожим образом ситуация складывается только в пору Пасхального фестиваля, когда в Москве выступает другой маэстро - Валерий Гергиев. Главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета Курентзис стал в 2004 году. Вскоре установилась традиция регулярных выступлений сибиряков в Москве. Три года назад под управлением Курентзиса артисты театра представили "Аиду" (взявшую три "Маски") и две сопутствующих концертных программы. На прошлой "Маске" событием была уже новосибирская "Золушка", отмеченная как лучший балетный спектакль. И в те же дни в Большом зале консерватории с участием оркестрантов и хористов театра был исполнен "Реквием" Верди. На этот раз, наряду с двумя спектаклями, Курентзис привез программу музыки Бетховена и оперу "Богема" в концертном исполнении. Так что прошедшую и текущую недели можно с полным основанием считать днями Курентзиса в Москве.

Что касается оперы "Свадьба Фигаро", она уже звучала в Москве под управлением Курентзиса два года назад в концертном исполнении. Оценки слушателей тогда колебались от восторженных до скептических. Однако равнодушным не остался никто, и забыть то исполнение невозможно. Вспоминалось оно и теперь, когда "Свадьба Фигаро" приехала в столицу уже в качестве полномасштабного оперного спектакля. Его премьера, открывшая предыдущий сезон в Новосибирской опере, стала первой постановкой театра после реконструкции.

Собственно, Курентзис уже приучил нас к тому, что концертное исполнение оперы (или даже ее фрагментов) - не компромисс, а полноценное событие. Как ни странно, именно об этом напомнила нынешняя "Свадьба Фигаро" - постановка Татьяны Гюрбача номинирована на "Маску", помимо прочего, и как лучший спектакль. Когда Курентзис в компании примерно той же команды, что и теперь, исполнял "Фигаро" на сцене Камерного зала Дома музыки, это был настоящий праздник. Теперь же опера, утяжеленная не слишком внятной режиссурой, во многом растеряла свою искрометность, и аутентичное исполнение, в данном случае составляющее гордость музыкантов, не помогло. Курентзис не ослаблял контроля за оркестрантами и певцами на протяжении всех трех часов звучания. Однако музыка и происходившее на сцене так и не стали единым целым.

По российским меркам, скажем, постановку можно назвать вполне современной. Если на балконе появляются полуодетые девушки - это отсылка к зальцбургскому "Дон Жуану" Мартина Кушея, если хор одет в кеды и униформу служащих некоей телефонной компании - напоминание еще о десятке самых разных спектаклей, а если молодым по-русски кричат "Горько!" - дань модной тенденции адаптации классики к местным реалиям. Вопрос лишь в том, обогащает ли это чем-либо музыку Моцарта. Недоумевая по поводу некоторого количества нелепостей, одновременно восхищаешься Вероникой Джиоевой в партии Графини Розины, радуешься обаятельной Сюзанне Софьи Фоминой, с удовольствием отмечаешь удачные оркестровые соло, особенно виолончель в речитативах. Однако главным чувством после спектакля остается все же удивление.

Илья Овчинников

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама