Страсти по Шостаковичу

Русский дирижер Валерий Гергиев, весьма почитаемый в Лондоне, и Национальный молодежный оркестр США, сформированный из одаренных школьников из 42 штатов Америки, представили слушателям ВВС Proms три работы — «Магию» Шеперда, скрипичный концерт Чайковского и десятую симфонию Шостаковича.

Солидное начало. Великолепный дебют.

В «Магии», созданной молодым американским композитором Шоном Шепердом, явно прослеживается влияние Стравинского, Римского-Корсакова. Сам композитор признается, что элементы магии ему видятся в русском фольклоре, в культуре, в литературе, что и привело его к созданию этого небольшого динамичного произведения, специально написанного для этого вечера.

Музыкальная новинка буквально обрушивается на слушателей:

пять перкуссионистов извлекают из своих инструментов короткие звуки, сами по себе вроде бы и ничего не значащие, но, тем не менее, создающие уникальный антураж. Затем последовали фанфары медных инструментов, моменты затишья — не то мистики, не то магии — и снова настоящий вселенский переполох.

Зрители ответили громом аплодисментов, композитор счастливо улыбался, не ожидая от «холодной», степенной английской публики такого щедрого приема.

Знаете ли вы, что Генри Вуд — основатель «Променад-концертов» — трепетно относился к Чайковскому, и, благодаря его усилиям, в Королевском Альберте-холле услышали и оперу «Евгений Онегин», и музыку к балетам «Щелкунчик» и «Лебединое озеро»?

Скрипичный концерт впервые был исполнен здесь в 1900 году.

В этот вечер солировал американский скрипач Джошуа Белл, привнеся с собой, с одной стороны, приверженность традициям, а с другой — молодой задор, помноженный на свежесть прочтения этого опуса совсем юными музыкантами оркестра (чей адреналин буквально «витал» в атмосфере, будоража зрителей) и зрелую элегантность маститого дирижера, посылавшего оркестру свои команды утонченными, красивыми, легкими движениями рук.

Белл великолепно почувствовал душевный настрой этого лирического произведения,

безукоризненно вывел узнаваемые русские мелодии. Баланс и взаимопонимание между солистом, оркестром и дирижером были впечатляющими. Это было исполнение высокого класса!

— Молодой оркестр и великолепный дирижер — вряд ли возможна лучшая комбинация, — признался Джошуа Белл.

Кульминация 10-й симфонии Шостаковича, пожалуй, растянулась во времени, потому что охватила и вторую часть симфонии Allegro (русская страсть, русская натура), и финальную третью — Allegretto,— где прозвучали и боль, и страдание, и гнев.

Зловещий звон литавр внес напряженность, когда ноты отдельных ударных инструментов прозвучали как выстрелы. В эти минуты верилось с трудом, что звуки — бушующие, пульсирующие в сердце, подгоняемые невероятной силой дирижера — издаются... оркестром несовершеннолетних музыкантов.

Завершился этот невероятный вечер свистом и топотом восторженной толпы зрителей.

Шостакович прозвучит еще на шести концертах до конца сезона, Чайковского же можно будет слушать в течение десяти разных вечеров.

Русскую музыку здесь любили, любят и будут любить: русские «Променад-концерты» собирают невероятное количество поклонников.

Фото: Мариинский театр

реклама