Западноевропейская музыка в русском храме искусства

На концерте во Врубелевском зале Третьяковской галереи

Ежегодный торжественный прием для участников программы «Общество Друзей Третьяковской галереи» (меценатов, попечителей, спонсоров) – это всегда подведение итогов деятельности за прошедший год и очерчивание художественных горизонтов будущего. Неоценимая по своей важности программа, перешагнувшая 20-летний рубеж своего созидательного существования, объединяет организации и частных лиц, которые оказывают поддержку Государственной Третьяковской галерее в форме финансирования выставок, научных исследований, реставрации картин, приобретения произведений искусства. Один из таких приемов состоялся 19 января в историческом здании Галереи в Лаврушинском переулке, и местом его проведения стал знаменитый Врубелевский зал.

С приветственными словами в адрес собравшихся выступили заместитель Председателя правительства РФ, председатель Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи Дмитрий Козак и министр культуры РФ Владимир Мединский. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова подвела впечатляющие своими масштабами итоги профильной деятельности и концептуального развития вверенного ей учреждения за прошлый год, охватив обе выставочные площадки Галереи в Москве, а также наметила перспективы выставочных и прочих проектов на 2016–2018 годы. Изобразительное искусство и музыка неразрывно связаны друг с другом, так что после официальной части вечера состоялся небольшой «сувенирный» концерт, на котором автор этих строк оказался в качестве музыкального обозревателя.

Подиум маленькой сцены едва смог вместить всех музыкантов Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». За пульт встал его главный дирижер Дмитрий Юровский. Маэстро выступает здесь не впервые, и на сей раз вместе с примадонной вечера Хиблой Герзмава он выстроил программу западноевропейской музыки, кульминацией которой стала знаменитая «Casta Diva» – каватина Нормы из одноименной оперы Беллини. С каждой стороны ее обрамляли по два вокально-оркестровых и по два оркестровых номера, и на подступе к названной кульминации две пьесы «Laudate dominum» Моцарта и «Ave Maria» Шуберта прозвучали в чудесном «окладе» увертюр к «Похищению из сераля» Моцарта и «Дону Паскуале» Доницетти.

После «Casta Diva» мы услышали два фрагмента из опер Пуччини – ариозо Лауретты из «Джанни Скикки» и вальс Мюзеты из «Богемы». Эти два номера предстали в весьма контрастном обрамлении драматически «болевого» интермеццо из «Паяцев» Леонкавалло и бравурно-зажигательной польки «Трик-трак» Штрауса-сына. Финальный номер вечера – арию Джудитты из одноименной оперетты Легара – вполне можно было бы посчитать за прописанный в программе бис, если бы в качестве еще двух дополнительно не прозвучали такие популярные, но разноплановые хиты, как «Букет цветов из Ниццы» Будея и колыбельная Клары «Summertime» из оперы «Порги и Бесс» Гершвина.

Несмотря на малое акустическое пространство Врубелевского зала, в этот торжественный вечер «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского звучала динамично легко и сбалансированно мягко, а Хибла Герзмава своим сильным и чувственно-выразительным голосом создавала весьма привлекательную, богатую оттенками и нюансами галерею характеров и музыкальных настроений. Классицизм Моцарта и романтика Шуберта расцветали в духовных миниатюрах, сильные экстатические порывы итальянского романтического бельканто – в музыке Беллини, лирические краски исканий веризма – в музыке Пуччини, а безудержный огонь чувства и страсти в музыке Легара. Одним словом, музыкальный букет сложился идеально, и в морозный крещенский вечер тепло колыбельной Клары наполнило зал ароматами лета…

реклама