Верди по субботам

«Симон Бокканегра» в Немецкой опере Берлина

Спектакль, о котором пойдёт речь, был поставлен Василием Бархатовым по опере Дж. Верди «Симон Бокканегра» на сцене Немецкой оперы Берлина в 2023 году. В своей работе российский режиссёр постарался придать логическую стройность довольно рыхлому и противоречивому либретто оперы Дж. Верди.

Написанная в 1857 году и освистанная на премьере в венецианском театре «Ла Фениче» за нудную путаность сюжетных линий, она остается сложной для восприятия и после переработки 1881 года, осуществленной Верди при участии Арриго Бойто из коммерческих соображений. По сути Верди и сам понимал несуразность этого своего детища, но по настоянию своего злого демона — издателя Раймонди — вынужден был вернуться к нему и чуть улучшить. Но и после улучшения драматургия оперы всё ещё страдает перегруженностью неубедительными деталями, а политический пафос, связанный с темой объединения Италии и являющийся главным драмузлом произведения, сегодня полностью утратил адресата.

С учётом этих объективных реалий спектакль Василия Бархатова выглядит честной и профессиональной попыткой реанимации заведомо проблемного материала. Режиссёр аккуратно работает с политическим сюжетом, не впадая в прямолинейные актуализации, и выстраивает сценическое действие вокруг идеи власти как компромисса между личной катастрофой и общественным успехом. Венецианская республика здесь читается как прообраз современной демократии с её зависимостью от лайков-одобрений и безответственных активистов-крикунов, а Симон Бокканегра — как фигура бывшего маргинала, вынесенного на вершину властной пирамиды в качестве якоря-стабилизатора для решения непримиримых межклановых конфликтов.

С точки зрения актуальной политологии спектакль В. Бархатова намного интереснее, чем собственно театральный проект. Так, глубоким символизмом наделяет режиссёр марионеточные фигуры активистов, с сатирической лёгкостью сменяющих одни транспаранты на прямо противоположные в угоду заказчикам «народного мнения» («Смерть Бокканегре!» на «Слава Бокканегре!»). Сценограф Зиновий Марголин выстраивает стилистически элегантное интерьерное пространство, в котором комфортно уживаются и личное, и публичное. Однако ни визуальная эстетичность оформления, ни заботливые пояснения постановщиков в форме дополнительных уточняющих мизансцен, помогающих разобраться в запутанном вердиевском сюжете, не способны компенсировать отсутствие в партитуре музыкальной убедительности. Хотя исполнительский состав в этот вечер был, без преувеличения, блестящим.

Этьен Дюпюи в партии Симона Бокканегры предстаёт настоящим оперным артистом, демонстрируя насыщенный, пластичный звук, отличную дикцию, умение выстраивать роль не только вокально, но и драматически. Его Бокканегра — фигура сильная, противоречивая, не лишённая диалектической многогранности.

Лян Ли в партии тестя и политического противника Бокканегры Якопо Фиеско впечатляет благородным, ровным басом и сдержанной подачей материала в рамках хорошего вкуса.

Михаил Бахтадзе в роли негодяя Паоло, приведшего Бокканегру к власти, выглядит и звучит жёстким расчётливым серым кардиналом; именно его персонаж запускает механизм катастрофы, и эта функция была показана певцом как леденящее нутро расчётливого и мстительного дельца.

Николь Карр в партии Амелии (Марии) прозвучала корректно и профессионально. Аттилио Глазер(Габриэле Адорно) оставил впечатление вокальной неустойчивости и некоторой зажатости, но в пределах допустимого.

Оркестр Немецкой оперы Берлина под управлением Паоло Арривабени продирижировал музыкой Верди аккуратно, почти без брака, но и без внутреннего импульса и эмоциональной вовлечённости. С другой стороны, эта партитура требует от музыкантов скорее выносливости и терпения, чем вдохновения.

В итоге на постановку, созданную с вниманием и любовью к этому странному материалу без единой запоминающейся мелодии, музыка Верди взаимностью ни постановщикам, ни исполнителям так и не ответила. Да и вряд ли могла: как исторический феномен мировой музыкальной культуры «Симон Бокканегра» не может не вызывать интереса, но как живой театральный опыт посещение этой оперы имеет смысл лишь при условии, что у вас неожиданно освободился лишний субботний вечер и вам совершенно нечем его занять.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Автор фото — Bettina Stross

реклама

вам может быть интересно

Уиспелвей возвращается Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама