Вдохновение заразительно

На фестивале «Шаляпинские вечера в Уфе»

«Травиата»

В Уфе проводится два фестиваля — оперный и балетный — в честь двух главных героев уфимской классической сцены — Рудольфа Нуреева и Федора Шаляпина. Юбилейный ХХ нуреевский фестиваль пройдет в марте 2017 года, осенью же состоялся также юбилейный XV Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». С 16 по 25 сентября 2016 года центром притяжения стал Башкирский государственный театр оперы и балета.

«Шаляпин в Уфе» — это одно из любимейших городских преданий,

с которым здесь знакомят с детства. Осенью 1890 года семнадцатилетний Федор Шаляпин перебрался из Казани в Уфу и начал работать в хоре опереточной труппы антрепренера
С.Я. Семёнова-Самарского. Спустя всего два месяца после открытия сезона Шаляпин дебютировал на профессиональной оперной сцене. Дебют состоялся, можно сказать, благодаря счастливой случайности: потребовалось срочно заменить другого артиста, отказавшегося от роли. «С дозволения начальства в Зимнем театре Русской комической оперой и опереттой во вторник, 18 декабря 1890 г. представлена будет в первый раз на здешней сцене „Галька“. Опера в 4-х действиях», — так гласила первая афиша, на которой Шаляпин значился в списке актеров.

Проект под названием «Шаляпинские вечера в Уфе» возник в 1991 году к 100-летию уфимского дебюта артиста. У истоков его стояли певец Радик Гареев (в то время директор театра оперы и балета), дирижер Валерий Платонов и председатель Шаляпинского общества в Уфе Галина Бельская. И тогда и сейчас

ключевым принципом формирования программы фестиваля было одно — классика и верность традициям.

Уфимский театр оперы и балета по-хорошему старомоден. Сюда приходят, чтобы очутиться вне времени и повседневности, чтобы прикоснуться к возвышенному. Дух другой эпохи словно витает в самом здании театра, построенном в историческом центре города в 1920-х. Фасад и интерьер, выдержанные в стиле классицизма, проникнуты дореволюционным шиком: люстры и зеркала, позолоченная лепнина, мрамор, хрусталь и алый бархат.

В день открытия «Шаляпинских вечеров» на парадной лестнице гостей встречали молодые люди во фраках с программой фестиваля, и это сразу же настраивало зрителей на особый приподнято-торжественный лад.

Хоровая капелла, Уфа

Программа фестиваля, продолжавшегося девять вечеров, включала в себя четыре оперы, конкурс вокалистов, две концертные программы (вечер русского романса и выступление хоровой капеллы) и большой гала-концерт с участием приглашенных звезд.

На фестиваль приехали солисты разных городов и стран.

Музыкальным руководителем проекта стал главный дирижер театра Артём Макаров.

Кроме того, в театральном зале «Эрмитаж» в фестивальные дни работала уникальная выставка фотографий, иллюстрирующих жизнь и творчество Фёдора Ивановича Шаляпина: снимки в кругу семьи, друзей и меценатов, яркие сценические образы, портреты и даже шаржи, нарисованные в ту эпоху.

Фестиваль начался с яркого события — специально к его открытию была приурочена премьера оперы «Кармен» Ж. Бизе. Приглашенный московский режиссер Дмитрий Белянушкин представил свою оригинальную версию знаменитой оперы, предложив новую трактовку образа главной героини, добавив к ее страстности хрупкость, нежность и жертвенность.

«Кармен»

Благодаря двум составам исполнителей главных ролей Кармен и Хозе зрители смогли увидеть два совершенно разных по эмоциям спектакля.

В первый вечер выступила приглашенная пара — солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева и солист Екатеринбургского театра оперы и балета Ильгам Валиев, во второй — местные певцы: Любовь Буторина и новый тенор Башкирского театра (в труппе с 2015 года) Артём Голубев.

Впервые в Уфе эта опера была поставлена на языке оригинала — французском, что придало новый колорит и вкус всей музыкальной составляющей. Классическая, но в то же время обновленная и освеженная Кармен, несомненно, отныне будет украшением репертуара театра.

«Травиата» Дж. Верди также исполнялась на языке оригинала, однако в постановке достаточно простой и скромной в плане сценографии.

Цветовая символика декораций и костюмов довольно прямолинейно построена на оппозиции белый-чёрный.

«Банкетно-свадебный» белый главенствует в первых двух действиях, затем, начиная со сцены бала у Флоры Бервуа, он сменяется глухим траурным черным, в четвертом же действии сцена практически погружается в темноту, единственным островком света остается постель умирающей Виолетты.

Режиссура спектакля (режиссёр-постановщик Кузман Попов, Болгария) не углубляется в сложные психологические детали, поэтому основная драматическая нагрузка пришлась на солистов: партию куртизанки Виолетты исполнила Вероника Джиоева, ее возлюбленного Альфреда Жермона — Ильгам Валиев, отца Альфреда Жоржа Жермона — Василий Ладюк.

Солистка Большого и Мариинского театров Вероника Джиоева выступила профессионально, но без особой тонкости в трактовке душевных метаний героини.

А вот солист московского театра «Новая опера» Василий Ладюк по-настоящему порадовал уфимскую публику. Его Жорж Жермон получился самым живым персонажем, отчасти благодаря умелой расстановке смысловых акцентов в пении, отчасти благодаря свободной манере держаться на сцене. У многих оперных певцов тело воспринимается как некий довесок к голосу, с которым им приходится мириться. Ладюк же не боится двигаться на сцене, используя физиологию как дополнительное выразительное средство. При этом движения и интонации у Ладюка предельно согласованы: тело не мешает, а помогает певцу.

«Травиата»

В целом история падшей женщины в этот вечер выглядела вполне благопристойно, но несколько пресно.

Эта постановка скорее транслирует некую «общую идею» классического спектакля, чем заставляет искренне сопереживать истории.

Значительно ярче выглядела другая итальянская опера — драматичная «Тоска» Джаккомо Пуччини.

Сценография спектакля была создана усилиями художника-постановщика Александра Костюченко (Минск), художника по свету Сергея Шевченко (Москва) и художника по компьютерной графике Павла Суворова (Москва). Декорации живут активной жизнью, трансформируясь то в мрачновато-таинственный интерьер церкви Сант-Андреа делла Валле, то в кабинет шефа полиции барона Скарпиа.

Компьютерные проекции добавляют в сюжет новые смысловые оттенки.

Так, в первом действии на стены церкви проецируются образы святых, которые размываются, когда Скарпиа придумывает свой дьявольский план.

«Тоска»

Запоминается также интересная деталь в третьем действии, когда в тюрьме Сант-Анджело, рядом с измученным Каварадосси появляется мальчик-пастушонок, который здесь представлен не как реальный персонаж, а как видение, воспоминание о свободе и любви, последний лучик солнца. Художник, слушая его песню, начинает, вновь при помощи компьютерной графики, рисовать на стене, и рисует... барашка. Того самого, хорошо знакомого всем по книжке Антуана де Сент-Экзюпери. Эта наивная трогательная деталь, хоть и несколько странная с точки зрения логики, создает очень мощный эмоциональный контраст с трагедией, которая вот-вот свершится.

В музыкальном центре спектакля находится сильная вокальная троица:

в роли певицы Флории Тоски солистка казахстанской «Астана-Опера» Жупар Габдуллина, партию романтичного художника Марио Каварадосси исполнил Георг Ониани — солист Театра Бонна (Германия), а в роли зловещего барона Скарпиа предстал солист Мариинского театра Александр Никитин. Все трое продемонстрировали сфокусированное, гармоничное и резонирующее с персонажами звучание. Знаменитая ария Каварадосси «E lucevan le stelle» как будто заполнила собой весь зал без остатка. Думается, у многих зрителей во время спектакля возникло ощущение, что они в настоящей итальянской опере.

Стоит также отметить Александра Никитина, который обладает не только внушительным эпическим баритоном, но и весьма необычной актерской манерой: он умеет держать зал в постоянном напряжении, словно устанавливая некую связь с каждым из зрителей лично.

Изначально в программе фестиваля значилось еще одно итальянское блюдо — «Риголетто» Дж. Верди, однако впоследствии итальянцев, очевидно, решили разбавить, и на афишах появился «Князь Игорь» Александра Бородина — крепкая репертуарная классика уфимского театра.

Постановка «Князя Игоря» сугубо традиционная, без тени эксперимента, но здесь это — наилучший путь.

Важнее всего донести, не испортив, драматическую составляющую музыки Бородина, что и было с блеском исполнено.

«Князь Игорь»

В спектакле были заняты два солиста Мариинского театра: в партии Игоря Святославича — плотный крепкий баритон Эдем Умеров, в партии Владимира Игоревича — Дмитрий Воропаев. Роль княжича в этой редакции сильно сокращена, так что услышать Воропаева удалось всего в одной сцене, а жаль, поскольку очень хотелось до конца «распробовать» необыкновенно четкий и ясный звук его голоса.

Ярославна в исполнении солистки театра «Новая опера» Ольги Терентьевой оказалась весьма звонкой, переливчатой, но стилистически спорной. Обилие итальянского декора в голосе и итальянской экспрессивности в движениях хорошо смотрелось и слушалось накануне, в камерной концертной программе, но не вполне вписалось в образ величавой княгини.

Зато одно появление на сцене хана Кончака вызвало бурные аплодисменты в зале,

ведь его роль исполнял всеобщий любимец Аскар Абдразаков, знаменитый уроженец Уфы, ныне служащий в Мариинском театре.

«Князь Игорь»

Кроме того, в этот вечер публика услышала прекрасный хор (главный хормейстер — Александр Алексеев), который то гремел с былинным размахом, то нежно струился как ручеек. А в конце песни поселян, где хор звучал с галереи, постепенно удаляясь, возникло нестерпимое желание физически потянуться за этим ускользающим щемяще-красивым звуком, не дать ему растаять, закончится.

Завораживающе выглядели и знаменитые Половецкие пляски с их варварским очарованием, мастерски подчеркнутым оркестром под управлением Раушана Якупова, который в этот вечер звучал, пожалуй, максимально собрано и точно.

Масштабные премьеры и приезд приглашенных звезд можно уже в какой-то степени считать традицией «Шаляпинских вечеров».

Новшеством же в программе 2016 года стало проведение первого Международного конкурса вокалистов имени Федора Шаляпина.

Впечатляет масштаб и география конкурса. Посостязаться в мастерстве съехались молодые таланты не только из разных городов России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья: Абхазии, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Китая, США, Узбекистана, Украины. Председателем жюри стал Аскар Абдразаков. Нужно отметить, что при оценке конкурсантов учитывалась не только вокальная техника, но и артистизм, умение донести смысл и эмоции до слушателя. Молодые певцы и певицы, удостоенные званий лауреата (первая премия досталась басу из Уфы Артуру Каипкулову), выступили на гала-концерте, торжественно закрывшем фестиваль.

Аскар Абдразаков

Думается, самое главное в проектах такого рода — общение. Общение со зрителями, которые приходили на каждый спектакль и концерт, как на праздник, и общение артистов из разных городов и стран, совместные проекты и обмен опытом. Творчество порождает творчество.

Вдохновение заразительно.

Искусство живет не в одном городе и не в одной стране, а в огромном мире, и на десять дней у всех была возможность почувствовать себя частью этой большой и прекрасной вселенной, имя которой — музыка.

Авторы фото — Альберт Загиров, Лилия Загирова

На правах рекламы:
Скачать музыку казахских композиторов, а также хиты композиторов зарубежных можно бесплатно и быстро. Всё — на одном сайте.

реклама

вам может быть интересно

Одинокий голос пианиста Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама