«Met» — Большой: совместная стратегия на 2019—2022 годы

Анна Нетребко

9 октября нынешнего года ничем особо не приметная неделя трудовых буден главного музыкального театра страны ознаменовалась весьма нетривиальным, можно сказать, историческим событием. В Москву для совместной пресс-конференции с генеральным директором Большого театра России Владимиром Уриным прилетел генеральный менеджер нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» Питер Гелб (Peter Gelb).

Пресс-конференция состоялась в главном фойе Исторической сцены, и на ней было объявлено, что планы долгосрочного стратегического сотрудничества двух крупнейших оперных театров мира связаны с периодом 2019–2022 годов. Творческое наполнение планов этого отрезка времени – три совместные оперные постановки («Аида» Джузеппе Верди, «Саломея» Рихарда Штрауса и «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера), которые будут показаны как в Нью-Йорке, так и в Москве.

Новость, несомненно, потрясающая, но вряд ли сенсационная.

Между тем, оперный менеджмент сегодня устроен так, что сенсация, рассчитанная, понятно, не на меломанов, а на самые широкие слои публики, нужна ему просто как воздух! И такой сенсацией как раз и становится участие во всех трех названных постановках Анны Нетребко, имя которой давно уже на слуху даже тех, кто порог оперного театра не переступал ни разу в своей жизни.

В качестве главного акцента имя певицы закономерно было вынесено и в заголовок розданного журналистам пресс-релиза, ведь на массовую аудиторию рассчитано именно это. Другой информации по составам солистов пока нет, ведь до реализации анонсируемых проектов еще очень далеко. А и нужна ли эта информация так заблаговременно, когда одно лишь имя звезды — железная гарантия полной кассы и коммерческого успеха!

В «Аиде» и «Саломее» отечественная мегадива исполнит титульные партии, в «Лоэнгрине» — партию Эльзы.

На нынешнем этапе карьеры погружение певицы в область тяжелого драматического репертуара окончательно и бесповоротно. После «Манон Леско» Пуччини, спетой на ряде сцен мира (в том числе и на сцене Большого в прошлом сезоне), на сегодняшний день финальным рывком артистки в этом направлении можно считать партию Аиды в постановке Зальцбургского фестиваля нынешнего года. В сезоне 2017/2018 ожидается ее появление в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» и в партии Тоски в одноименной опере Пуччини.

Вопрос, в какой степени некогда сугубо лирический голос певицы сегодня превратился в драмсопрано, всё еще предмет для дискуссии, и среди трех названных опер, в которых Анну Нетребко услышит публика Москвы и Нью-Йорка, пока наибольшую интригу вызывает вовсе не «многокилометровый» Рихард Вагнер, а «малый да удалый» Рихард Штраус. Что ж, как говорится, поживем — увидим!

Переговоры Большого театра с театром «Метрополитен-опера» начались год назад,

и за это время стороны определились лишь с персоналиями режиссеров-постановщиков и, практически полностью, дирижеров.

«Аиду» будет ставить американец Майкл Майер, «Саломею» – немец Клаус Гут, а «Лоэнгрина» – англичанин Фелим МакДермот.

Канадский дирижер Янник Незе-Сеген, который займет пост музыкального руководителя «Met» в начале сезона 2020/2021, продирижирует премьерами каждого из трех спектаклей в Нью-Йорке. Премьеры «Аиды» и «Саломеи» в Большом театре проведет его главный дирижер и музыкальный руководитель Туган Сохиев. Вопрос о дирижере «Лоэнгрина» в Москве пока остается открытым.

Совместные постановки оперных театров мира (не только между двумя партнерами, как в данном случае, но и многосторонние) давно стали весьма характéрной приметой нашего экономически нестабильного времени,

и в этом оперные театры находят реальные возможности удешевления своих производственных затрат.

Планирование потенциального сотрудничества всегда носит заблаговременный, долгосрочный характер, ведь подобные проекты неизбежно предполагают согласование огромного числа вопросов и нюансов – как организационных, так и юридических.

В случае Большого театра и театра «Метрополитен-опера» юридическим аспектам, связанным с особенностями и нестыковками национальных законодательств, приходится уделять особое внимание. Прошел первый переговорный год, его первые информационно-обнадеживающие итоги оглашены, и в ожидании реализации анонсированных поистине грандиозных планов остается лишь запастись терпением…

реклама

вам может быть интересно

Понятная музыка Классическая музыка