«Метрополитен-опера» (англ. Metropolitan Opera, букв. Столичная опера) — ведущий оперный театр в США (Нью-Йорк), сокращенно его часто называют «Мет».
Открыт в 1883 году спектаклем «Фауст». Здание построено архитектором Дж. К. Кейди. С 1966 театр функционирует в новом здании «Линкольн-центра» (к открытию была приурочена мировая премьера оперы Барбера «Антоний и Клеопатра»). В зале театра 3625 мест. Сезон с сентября по апрель. Интерьер театра украшают фрески Марка Шагала.
В начале своей деятельности театр ставил преимущественно Вагнера, значительную роль на этом этапе сыграл дирижёр Дамрош, руководитель немецкой труппы театра в 1884-91 годах. В 1908-10 здесь работал Густав Малер. Среди его постановок «Пиковая дама» (1910, первая русская опера, шедшая в Метрополитен-опере).
В 1908-35 директором Метрополитен-оперы был Гатти-Казацца. Художественным руководителем театра в 1908-15 был Артуро Тосканини.
В 1910-х в театре утвердилась традиция ставить оперы на языке оригинала. Успешно развивалась деятельность Метрополитен-оперы под руководством Бинга (1950-72), впервые пригласившего в театр негритянских солистов (первой была М. Андерсон, исполнившая в 1955 партию Ульрики в опере «Бал-Маскарад»).
В 1975-85 директором театра был Э. Блисс, с 1990 — Й. Вольпе. Среди ведущих дирижёров, выступавших на сцене Метрополитен-оперы, Бернстайн, Вальтер, Караян, Лайнсдорф, Митропулос, Стоковский, Гергиев и многие другие.
С 1975 главным дирижёром (а с 1986 и художественным руководителем) был Джеймс Ливайн, сменивший на этом посту Кубелика (1972-75).
В Метрополитен-опере выступали выдающиеся певцы: Альбани, Зембрих, Имс, Мелба, Я. и Э. де Решке и другие (на рубеже XIX и XX веков). Солистом театра с 1903 был великий Карузо, который закончил карьеру певца здесь же. В первой половине XX века в Метрополитен-опере пели Галли-Курчи, Дестинова, Джильи, Мельхиор, Пинца, Руффо, Тиббет, Флагстад и другие. Здесь же получили известность американские певцы Варни, Стибер, Такер.
Во второй половине XX века на сцене театра выступали Бастианини, Гобби, Каллас, Гедда, Гяуров, Дель Монако, Доминго, Кабалье, Лондон, Б. Нильсон, Паваротти, Л. Прайс, Сазерленд, Силс, Скотто, Тебальди, Шварцкопф и другие.
В Метрополитен-опере пели многие выдающиеся мастера русского вокала, в том числе Литвин (с 1896), Шаляпин (1908), из советских певцов середины XX века отметим Вишневскую (1961), Биешу (1971). В 90-е годы и в начале XXI века в Метрополитен выступают Горчакова, Бородина, Раутио, Лейферкус, Чернов, И. Абдразаков, Нетребко и другие.
Среди известных постановок, осуществлённых в Метрополитен, мировые премьеры оперы Пуччини «Девушка с запада» (1910), цикла одноактных опер «Триптих» (1918), оперы Гранадоса «Гойески» (1916) и другие. В 1913 Тосканини осуществил постановку «Бориса Годунова». Отметим также постановку «Воццека» Берга (1959), «Турандот» (1961), «Волшебной флейты» (1967), «Троянцев» Берлиоза (1973), «Манон Леско» (1980), «Любовного напитка» (1991) и другие.
Здесь прошли премьеры ряда опер американских композиторов, среди них заметным явлением стали спектакли «Ванесса» Барбера (1958), «Эйнштейн на пляже» и «Путешествие» Гласса (1976, 1992), «Призраки Версаля» Д. Корильяно (1991) и другие.
Важной страницей в истории театра стало сотрудничество с ним в 1924-31 крупного русского художника С. Судейкина, оформившего здесь оперы «Соловей» Стравинского (1925), «Волшебная флейта» (1926), «Миньон» Тома (1926), «Садко» (1929), «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (1930).
Метрополитен-опера — один из крупнейших негосударственных оперных театров, он создан на средства Акционерного общества «Метрополитен-опера хаус компани». В деятельности театра значительную роль играет спонсорство коммерческих фирм и частных лиц.
Е. Цодоков
«Метрополитен-опера» (Metropolitan Opera) — ведущий оперный театр в США. Открыт в 1883 в Нью-Йорке оперой «Фауст». Создан на средства акционерного об-ва «Метрополитен-опера хаус компани». Субсидируется богатыми фирмами, об-вами, частными лицами. Здание т-ра построено по проекту арх. Дж. К. Кейди; зрит. зал на 3625 мест. «Метрополитен-опера» является единственным в США постоянным оперным т-ром (работает 7 мес. в году). Хор, оркестр и вспомогат. коллективы стабильны; ведущие солисты и дирижёры приглашаются на сезоны или на определённые спектакли. Важная роль в становлении «Метрополитен-опера» принадлежала дирижёру Л. Дамрошу (художеств. руководитель т-ра с 1884). В первом десятилетии репертуар т-ра состоял в основном из нем. опер, превалировали произв. Р. Вагнера; здесь, впервые в США, были пост. «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1886), «Тристан и Изольда» (1886), «Зигфрид» (1887), «Гибель богов» (1888), «Золото Рейна» (1889). В 1903 состоялась первая, после Байрёйта, пост. оперы «Парсифаль». Солистами в эти годы были — К. Нильсон, И. Кампанини, М. Зембрих и др.
На рубеже 19 и 20 вв. здесь выступали Э. Альбани, С. Арнольдсон, Э. Имс, Н. Мелба, В. Морель, Л. Нордика, П. Плансон, Я. и Э. Решке. В 1903 на сцене «Метрополитен-опера» дебютировали Э. Карузо и О. Фремстад, в 1907 пел Ф. И. Шаляпин. В 1908-15 т-ром руководил А. Тосканини, директором был Дж. Гатти-Казацца (1908-35). В этот один из самых ярких периодов существования «Метрополитен-опера» Тосканини повысил художеств. уровень спектаклей, ввёл в репертуар произв. итал., франц. и рус. композиторов (в т.ч. П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова).
В 1910 под рук. Г. Малера (дирижировал в т-ре в 1908-10) в «Метрополитен-опера» была пост. первая рус. опера — «Пиковая дама», в 1913 А. Тосканини осуществил пост. оперы «Борис Годунов». На сцене «Метрополитен-опера» начинают ставиться оперы амер. композиторов, первой была пост. «Трубка страсти» Ф. Конверса (1910). В 1910-е гг. в «Метрополитен-опера» окончательно утвердился обычай ставить оперы на языке оригинала. В этот период в т-ре регулярно выступали Э. Карузо, Э. Дестинова, Л. Бори, Л. Слезак и др. В 1918 впервые был исполнен триптих одноактных опер Пуччини («Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки»).
В последующие годы, несмотря на поддержку меценатов, т-р испытывал финансовые затруднения, продолжительность сезона сократилась до 3-4 месяцев. Тем не менее «Метрополитен-опера» оставался средоточием лучших представителей мировой вок. культуры, здесь выступали Дж. Де Лука, Дж. Мартинелли, Б. Джильи (с 1920), А. Галли-Курчи, Титта Руффо, М. Ерица, в 30-е гг. — Г. Мур, Э. Пинца, Л. Тиббетт, в 30-40-е гг. — Л. Альбанезе, Ю. Бьёрлинг, Д. Джаннини, З. Миланова, Л. Понс, М. Сингер, Л. Уоррен, а также исполнители вагнеровского репертуара — Л. Леман, Э. Лист, М. Лоуренс, Л. Мельхиор, Э. Траубель, К. Флагстад, Ф. Шорр, Г. Янсен.
Репертуар т-ра в 20-50-е гг. составляли, в основном, популярные итал., франц. и нем. оперы. Среди опер амер. композиторов в «Метрополитен-опера» шли «Питер Иббетсон» Тейлора (1931), «Император Джонс» Грюнберга (1933), «Весёлая гора» Хансона (1934), «Ванесса» Барбера (1958). Произв. амер. композиторов никогда не занимали значит. места в репертуаре «Метрополитен-опера». В течение неск. десятилетий лишь немногим амер. певцам, часто после их признания в др. странах мира, удавалось стать ведущими солистами т-ра. С начала 40-х гг. труппа систематически пополняется молодыми амер. вокалистами, к-рые впоследствии получили широкую известность, — А. Варнай, Ж. Пирс, Р. Питерс, Р. Резник, Э. Стибер, Р. Стивенс, Р. Такер, Л. Уоррен и др. Дирижёрами в этот период в «Метрополитен-опера» были Б. Вальтер, Э. Лейнсдорф, Д. Митропулос, Ф. Штидри и др., т-ром руководил канадский певец Э. Джонсон (1935-50).
В 1950-72 т-р возглавлял Р. Бинг, при к-ром значительно повысилась общая муз. и сценич. культура спектаклей «Метрополитен-опера». Он усовершенствовал репетиционную работу. Продолжительность сезона к концу его директорства достигла 31 недели. При нём впервые На сцену «Метрополитен-опера» получили доступ негритянские артисты — первой была М. Андерсон (1955, «Бал-маскарад»). С 1975 директор т-ра — Э. Блисс. Среди наиболее значит. пост. этого периода: «Воццек» Берга (1959), «Макбет» (1959), «Навуходоносор» (1960), «Фальстаф» (1964), «Луиза Миллер» (1968), «Отелло» (1972), «Сицилийская вечерня» (1974) Верди, «Фиделио» (1960); «Турандот» и «Девушка с Запада» Пуччини (1961), «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1962), «Сомнамбула» (1963); «Женщина без тени» Р. Штрауса (1966), «Волшебная флейта» (1967), «Валькирия» (1967), «Парсифаль» (1970), «Тристан и Изольда» (1971); «Питер Граймс» Бриттена (1967), «Норма» (1970), «Вертер» (1971), «Вольный стрелок» (1971); «Дочь полка» Доницетти (1972), «Кармен» (1972); «Троянцы» Берлиоза (1973), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1973), «Осада Коринфа» Россини (1975). Из произв. рус. классики т-р регулярно обращается к «Борису Годунову» (посл. пост. в 1974), часто ставит оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». На сцене театра изредка осуществляются пост. опер амер. композиторов. Спектаклями руководили крупные дирижёры-гастролёры — Э. Ансерме, К. Бём, Л. Бернстайн, Г. Караян, Й. Крипс, З. Мета, Л. Стоковский и др. Ведущим дирижёром т-ра является Д. Левайн. Пост. «Метрополитен-опера» руководят также С. Эрлинг, П. Маг, Р. Бонинг, Ф. Молинари-Праделли и др.
«Метрополитен-опера» по-прежнему является центром притяжения лучших заруб. артистич. сил. На его сцене в 50- нач. 70-х гг. выступали В. де Лос Анхелес, X. Брилиот, Э. Бастианини, Н. Гедда, Т. Гобби, Н. Гяуров, Л. Делла Каса, М. Дель Монако, М. Кабалье, М. Каллас, Ф. Коссотто, Дж. Дондон, К. Людвиг, А. Моффо, Б. Нильсон, Л. Прайс, Л. Ризанек, Дж. Сатерленд, Б. Силс, Р. Скотто, Дж. Ди Стефано, Р. Тебальди, Г. Туччи, Б. Христов, Э. Шварцкопф и др., а также сов. певцы П. Г. Лисициан («Аида», 1960), Г. П. Вишневская («Аида» и «Мадам Баттерфляй», 1961), М. Л. Биешу («Паяцы», 1971).
Фактич. хозяевами т-ра являются крупные меценаты, вносящие определённые суммы в фонд «Метрополитен-опера». Приглашение солистов-гастролёров обусловливает высокие цены на билеты, недоступные рядовому американцу. Принцип исполнения на языке оригинала также ограничивает круг посетителей т-ра.
В сентябре 1966 «Метрополитен-опера» перешёл в новое здание (зрит. зал на 3800 мест), оснащённое совр. театр. техникой и отличающееся первоклассной акустикой (арх. У. К. Харрисон). Т-р расположен на территории «Линкольн-сентра». Кроме основной сцены, т-р имеет 3 вспомогательные. Оркестровая яма рассчитана на 110 музыкантов. Стены вестибюля украшены монументальными фресками М. Шагала.
Л. Г. Григорьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
История балета
В отличие от большинства оперных театров Метрополитен-опера не имела устойчивых традиций хореографического искусства. Театр был основан в период общего застоя балетного искусства, что сказалось и в последующие периоды существования его балетной труппы.
Долгое время труппа участвовала главным образом в оперных спектаклях и поддерживалась благодаря европейским гастролерам. Здесь выступали датская танцовщица А. Жене (с 1908), итальянки. Р. Галли и Ч. Форнароли, русские артисты А. П. Павлова и М. М. Мордкин (1910-20-е гг.) и др.
В 1919 с участием Галли и А. Р. Больма был поставлен балет «Петрушка». В 1911 на сцене Метрополитен-оперы проходили выступления балетной труппы артистов русских императорских театров, в числе которых были Мордкин, Е. В. Гельцер, Л. В. Лопухова, А. Е. Волинин.
В 1915-16 здесь гастролировала труппа «Русский балет» Дягилева Выступления русских артистов, их балетные постановки («Сон маркизы» на музыку Моцарта, 1921, балетмейстеры Больм и М. М. Фокин) способствовали пробуждению интереса у американского зрителя и театральных предпринимателей к балетному искусству.
В 20-30-х гг. в Метрополитен-опере работали различные балетмейстеры, главным образом из Европы, не оказавшие какого-либо влияния на формирование ее балетной труппы. Значительным был лишь краткий период деятельности Дж. Баланчина (1935-36, поставившего в числе других танцы в опере «Орфей и Эвридика» Глюка).
В 1951-58 и 1965-66 коллективом руководил З. Солов; среди его спектаклей: «Мадемуазель Фифи» Лажарта (1958); «Витторио» на музыку Верди и «Суаре» на музыку Россини — Бриттена (оба — 1955). Балеты ставили также Б. Г. Романов (1938-42 и 1945-1950) и А. Тюдор (1950-51, 1958-59).
Балетная школа Метрополитен-оперы (основана в 1909), возглавлявшаяся в 60-х годах М. Краск и Тюдором, в 1968 закрылась. С конца 30-х годов на сцене Метрополитен-оперы постоянно проходили гастроли американских и зарубежных трупп «Балле рюс де Монте-Карло», «Американ балле тиэтр», «Орижиналь балле рюс», Большого театра и Театра им. Кирова.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.