В «Богему» — из «Мадам Баттерфляй»

«Богема» Пуччини в сезоне трансляций из «Метрополитен-оперы»

«Богема» Пуччини в «Метрополитен-опере»

«Богема» Пуччини — тот самый шлягер миллионов, тот самый безусловный шедевр не в стиле кровавого, а, скажем так, «мелодраматического веризма», в музыке которого композитор, кажется, прописал для публики абсолютно всё: когда смеяться, когда умиляться, когда восторгаться, а когда и слезы лить.

Прописал, взяв за основу либретто своих единомышленников Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики, созданное по мотивам романа «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже. А значит, подобно роману, историю несчастной белошвейки Мими и четырех полунищих друзей, безуспешно пытающихся прославиться на поприще искусства, прочно привязал к Парижу — к вечному празднику, который, оказывается, бывает с тобой далеко не всегда. И не для всех его обитателей…

Точно также знаменитая постановка Франко Дзеффирелли (режиссура и сценография), скрупулезно следующая «ноте и духу» этой оперы и выдержанная в реалистичной эстетике соответствующей эпохи 30-х годов XIX века, прочно привязана к Парижу: чего только стóит второе действие, атмосфера урбанистического пейзажа которого воссоздана в излюбленно-помпезном стиле режиссера с привлечением колоссального числа актеров-статистов!

«Богема» Пуччини в «Метрополитен-опере»

Добротные капитальные костюмы спектакля созданы Питером Дж. Холлом, а постановка света осуществлена Джилом Уэкслером. Сама же постановка, премьера которой на сцене «Met» состоялась 14 декабря 1981 года, к этому театру оказалась привязанной не менее прочно: за 32 года, предшествующие нынешнему сезону, спектакль (по информации в программке прямой трансляции, состоявшейся 5 апреля) был показан 420 раз! В сезон премьеры (1981/1982) было сыграно 20 представлений, а пик — 27 раз! — пришелся на следующий (1982/1983). В нынешнем же сезоне состоялось еще 14 показов.

Погружение в волнующе правдивую атмосферу этой постановки автору этих строк удалось испытать на одном из ее повторных кинопоказов. На премьере 1981 года блистал заведомо звездный состав исполнителей — Тереза Стратас (Мими), Хосе Каррерас (Рудольф) и Рената Скотто (Мюзетта), а за дирижерским пультом находился несравненный Джеймс Ливайн. Трансляционный же спектакль — предмет нашего обсуждения — прошел под управлением итальянского маэстро Стефано Ранцани, и, надо сказать, уровень музыкальной интерпретации доставил исключительное удовольствие: за 32 года эта партитура, кажется, просто вросла в плоть и кровь оркестрантов.

Музыка, как того и хотел Пуччини, говорила со слушателем на таком эмоционально понятном и акцентированном на «слезную мелодраму» языке, а ее «параллельная» комическая ансамблевость была так скрупулезно выстроена и выдержана вплоть до мельчайших музыкальных штрихов, что погружение в атмосферу спектакля оказалось абсолютно безотчетным и всеобъемлющим.

«Богема» Пуччини в «Метрополитен-опере»

В день прямой трансляции в партии Мими изначально была заявлена молодая румынская певица Анита Хартиг, для которой нынешний сезон стал дебютным, но, спев свои первые плановые спектакли «Богемы», принять участие в трансляции она не смогла по причине внезапной простуды.

Вот тогда-то звездный час стать фигуранткой прямой трансляции пробил для сопрано из Латвии Кристине Ополайс, которая в то же время, в апреле, пела в «Met» главную партию в «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Имея и партию Мими в своем репертуаре, на предложение дирекции выступить в ней по замене, она дала согласие. Уникальность ситуации заключалась в том, что за всю историю «Met» Кристине Ополайс стала первой исполнительницей, которая выходила на сцену два дня подряд.

Драматизм же этой ситуации заключался в том, что первый из серии своих спектаклей певица спела буквально накануне трансляционной «Богемы». Опера «Мадам Баттерфляй» весьма продолжительна, а партия ее главной героини масштабна и изнурительна для голоса, чтобы сразу же на следующий день после нее петь Мими даже в вечернем спектакле. Но речь ведь на сей раз шла о дневном: по местному афишному расписанию он начинался в 13.00! Экстренное предложение на замену поступило Кристине Ополайс уже за полночь, и если даже отвести минимум времени на отдых после спетого накануне спектакля, то у исполнительницы на то, чтобы пройти незнакомый спектакль с режиссером, пообщаться с дирижером и подогнать костюмы, оставались считанные часы.

«Богема» Пуччини в «Метрополитен-опере»

Это решение было непростым, но, к чести певицы, рискнув, она однозначно выиграла. Хотя в актерском отношении ее трактовка этой лирической партии и предстала несколько холодноватой, вокальная сторона роли была явно на высоте. Эффект плакатно-картинного восприятия певицы на киноэкране оказался значительно убедительнее и интереснее, чем живые впечатления от ее «суховатого» и тембрально недостаточно яркого голоса.

Таковым он предстал в ее трактовке партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, и речь идет о показе в феврале прошлого года на Исторической сцене Большого театра России соответствующей постановки Латвийской национальной оперы. Тогда для партии Татьяны в заключительном дуэте певице просто не хватило драматизма. Очень интересно поэтому, насколько выносливым оказался ее голос в партии Мадам Баттерфляй…

Весьма органичным во всех отношениях Рудольфом предстал гламурный итальянец-сердцеед Витторио Григоло. В роли Мюзетты истинно великолепна была Сюзанна Филипс, а из четверки парижской богемы этой оперы выделялся и роскошный итальянский баритон Массимо Кавалетти.

Одним словом, «Богема» и на сей раз удалась на славу!

реклама