Трансатлантический полет валькирий в Россию

«Валькирия» Вагнера как хит прошедшего сезона кинотрансляций из «Met»

Если углубиться в историю постановок тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» на сцене знаменитого нью-йоркского театра «Метрополитен-опера», но не чересчур далеко, а всего лишь в конец 60-х – начало 70-х годов прошлого XX века, то можно обнаружить, что именно с ней связан дебют на этой сцене легендарного австрийского маэстро Герберта фон Караяна (1908–1989). Названное имя (даже сегодня, через 30 лет после ухода мастера из жизни!) для меломанов всего мира продолжает восприниматься как нарицательное и в сфере исполнительства классической музыки оставаться высочайшим эталоном качества! Впрочем, основания для дискуссий о художественности тех или иных симфонических (оперных) интерпретаций этого музыканта-художника не исчерпывают себя и сегодня…

Если вся эта оперная махина Вагнера ознаменовала режиссерский дебют Караяна в «Met», то за дирижерский пульт оркестра главного оперного театра Америки маэстро вставал лишь на «Золоте Рейна» и на «Валькирии» (ничем иным он здесь не дирижировал). При этом как дирижер и режиссер свою постановку «Кольца» в «Met» (сценограф – Гюнтер Шнайдер-Симсен, художник по костюмам – Жорж Вакевич) Караян начал не с начала, а с «Валькирии» (премьера – 21 ноября 1967 года). И только через год (22 ноября 1968 года) здесь состоялась премьера предвечерья «Золото Рейна».

С финальными же частями цикла – «Зигфридом» (премьера – 17 ноября 1972 года) и «Гибелью богов» (премьера – 8 марта 1974 года) – история более «хитрая». На них в «Met» маэстро уже не вернулся, но его имя как режиссера-постановщика в афишах этих премьер, тем не менее, значилось. Всё очень просто: как дирижер и режиссер на Зальцбургском Пасхальном фестивале Герберт фон Караян в 1969 году поставил «Зигфрида», а в 1970-м – «Гибель богов». И эти его постановки (при неизменности выше названных сценографа и художника по костюмам, но, естественно, с неизбежными модификациями возобновления) на сцену «Met» в 1972 и 1974 годах были перенесены режиссером Вольфгангом Вебером.

Премьерой «Зигфрида» дирижировал Эрих Лайнсдорф, премьерой «Гибели богов» – Рафаэль Кубелик, а во второй половине сезона 1974/1975 весь цикл в этой постановке был дан трижды (дирижер – Сикстен Эрлинг). Под занавес сезона 1983/1984 продирижировать «Валькирией» Караяна, в последний раз возобновленной для гастрольного тура по Америке и Канаде, довелось маэстро-небожителю Джеймсу Ливайну. Именно ему выпало стать в «Met» музыкальным руководителем и дирижером новой эпохальной постановки «Кольца», сменившей прежнюю (режиссер – Отто Шенк, сценограф – всё тот же Гюнтер Шнайдер-Симсен, художник по костюмам – Рольф Лангенфас). Ее пора совпала с началом эпохи VHS, временем видеокассетного бума, так что, в отличие от караяновской, составить представление о постановке Отто Шенка стало возможным хотя бы посредством видео.

Как ни странно, снова начали с «Валькирии» (премьера – 22 сентября 1986 года). Через год продолжили «Золотом Рейна» (премьера – 9 октября 1987 года), а уже в следующем году свет рампы увидели «Зигфрид» (премьера – 12 февраля 1988 года) и «Гибель богов» (премьера – 21 октября 1988 года). Сработали в «Met» вполне оперативно, и, по сравнению с постановкой-предшественницей, количественный размах как разовых показов каждого из этих названий, так и представлений в форме законченного цикла на круг получился просто в разы выше! В «золотую эпоху» Ливайна по конец сезона 2008/2009 одних только полных представлений всего цикла, не считая разовых показов, было дано порядка двадцати! И тогда же история в «Met» этой поистине исторической постановки завершилась…

С VHS-носителей этот цикл давно уже переиздан на DVD, и сегодня постановка Отто Шенка предстает чистейшей воды классикой: ее живописная зрелищность основана на традициях романтического театра, словно взятых режиссером «напрокат» из XIX века, но современным театром в большинстве случаев преданных забвению. При этом «Кольцо» канадского режиссера Робера Лепажа, из которого благодаря прямой кинотрансляции сезона 2018/2019 мы на сей раз увидели «Валькирию» и которое как раз и пришло на смену постановке Отто Шенка, – дитя плоть от плоти высокотехнологичного XXI века. Новая же постановка «Met», хотя она уже далеко и не новая, поражает, восхищает и удивляет не меньше, чем традиции и классика, но в ином художественно-сценографическом ракурсе.

Позитив ее восприятия основан на том, что она, будучи суперсовременной, всё равно апеллирует к атмосфере романтического театра. В этом – ее соль и главная «фишка», а то, на чём она зиждется, – всего лишь «волшебный» инструментарий современного театра. Это и весьма хитрая инженерная машинерия, и разные театрально-сценические устройства, которые при минимуме абстрактных объемно-сценических конструкций, однако явно при максимуме видеопроекционного компьютерного арт-дизайна и продвинутой «партитуры света» мощно создают совершенно необычные и удивительно тонкие при всей кажущейся простоте спецэффекты, не оставляющие равнодушным даже сáмого закоренелого скептика.

Режиссер Робер Лепаж – художник театра, при всех своих интеллектуальных поисках и новациях зачастую являющий размытость, ускользающую призрачность создаваемой им театральной формы, недостаток осмысленности и рельефности в прорисовке ситуаций, которые в силу специфики жанра оперы должны взывать если не к гипертрофированности, то к плакатности выражения чувств героев уж точно. Однако в его «Валькирии» на сей раз всё «весомо, нежно и зримо», хотя метóда режиссера и его «соратников» (сорежиссера Нельсона Виньолы, сценографа Карла Филлиона, художника по костюмам Франсуа Сен-Обена, видеоарт-художника Бориса Ферке и художника по свету Этьена Буше), опираясь на явную технологичность современного театра, ведет к заведомо бóльшему примитивизму визуализации. И всё же в «Валькирии» баланс между режиссерской необходимостью и сценографической достаточностью выдержан весьма расчетливо и предельно точно!

В сезоне 2018/2019 возобновление постановки «Валькирии» Робера Лепажа (2011) осуществлено Дж. Найтеном Смитом и Джиной Лэпински, а если говорить об истории создания постановки всего цикла, то на этот раз он рождался в хронологическом порядке. Премьера «Золота Рейна» прошла 27 сентября 2010 года, «Валькирии» – 22 апреля 2011 года, «Зигфрида» – 27 октября 2011 года, «Гибели богов» – 27 января 2012 года. «Золото Рейна» и «Валькирию» снова взял в свои руки Джеймс Левайн, а «Зигфрида» и «Гибель богов» – Фабио Луизи. При этом все четыре части постановки Робера Лепажа со «своими» дирижерами-постановщиками в цикле прямых трансляций из «Met» уже были показаны ранее и записаны на DVD: в сезоне 2010/2011 – «Золото Рейна» (9 октября) и «Валькирия» (14 мая), а в сезоне 2011/2012 – «Зигфрид» (5 ноября) и «Гибель богов» (11 февраля).

Прямых трансляций из «Met» на Россию в сезоне 2010/2011 еще не было, однако, когда с сезона 2011/2012 они, наконец, начались, несколько показов в первом пробном сезоне было пропущено. В их число как раз и попали обе оперы Вагнера, так что из всего цикла Робера Лепажа «Валькирию» в российских кинотеатрах в сезоне 2018/2019 довелось увидеть впервые, а за ее дирижерским пультом появился новый фигурант – маэстро из Швейцарии Филипп Жордан. Заметим, что «Зигфридом» и «Гибелью богов» в постановке Робера Лепажа Джеймс Ливайн так никогда и не продирижировал и что в этой постановке на сегодняшний день, не считая отдельных спектаклей, прошло уже девять полных показов цикла: сначала – с Фабио Луизи (2012, 2013), а затем – и с Филиппом Жорданом (2019).

Возобновление постановки тетралогии в сезоне 2018/2019 как раз и связано с именем Филиппа Жордана, и прямая трансляция «Валькирии» 30 марта 2019 года по линии Арт-объединения CoolConnections явилась частью прокатного цикла (рецензенту же довелось увидеть ее на повторе в записи в июне). Из всей тетралогии Вагнера самыми популярными всегда были, есть и будут самое «короткое» «Золото Рейна» и самая «музыкально вкусная» «Валькирия», в которой знаменитейшую ансамблево-хоровую сцену «Полет валькирий» в третьем акте широкая публика всегда ждет с энтузиазмом не меньшим, чем, к примеру, другой «народный хит» – песенку Герцога в третьем акте вердиевского «Риголетто»…

Филипп Жордан – маэстро «номенклатурной» профессиональной касты, и четыре часа «божественных длиннот» Вагнера под его дирижерскими пассами пролетают как один миг путешествия, бесконечно зовущего в мир звуков и чувств, трагедий и борьбы, коварства и благородства. Трансатлантический полет валькирий удается на славу, но вокально-мощный артистический фурор производит пара американцев – чувственная драмсопрано Кристин Гёрке (Брунгильда) и фактурный, изысканно стильный бас-баритон Грир Гримсли (Вотан). На своем законном месте – австрийский бас Гюнтер Гройсбёк (Хундинг) и американская меццо-сопрано Джейми Бартон (Фрикка), а сопрано из Нидерландов Эва-Мария Вестбрук (Зиглинда) и героический тенор из Австралии Стюарт Скелтон (Зигмунд) искупительно-жертвенную линию своих героев проводят музыкально полновесно и романтически ярко!

Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения
Автор

реклама

вам может быть интересно

Размышления на тему века Классическая музыка