Эрих Лайнсдорф

Дата рождения
04.02.1912
Дата смерти
11.09.1993
Профессия
Страна
США
Эрих Лайнсдорф (Erich Leinsdorf)

Лайнсдорф, Эрих (нем. Erich Leinsdorf; 4 II 1912, Вена — 11 IX 1993 , Цюрих,) — американский дирижёр. По национальности австриец.

Учился в Вене в университете и в Академии музыки и сценических искусств (1931–33) у П. Эмериха и Х. Каммер-Розенталь. В 1934–37 ассистент Б. Вальтера и А. Тосканини на Зальцбургских фестивалях. Выступал с симфоническими оркестрами Италии, Франции, Бельгии. С 1937 работает в США, в 1937–39 ассистент дирижёра, в 1939–43 дирижёр «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк; главным образом немецкий классический репертуар, оперы Р. Вагнера). Главный дирижёр Кливлендского (1943), Рочестерского филармонического (1947–56) оркестров. Руководитель «Нью-Йорк сити сентер опера» (1956), «Метрополитен-опера» (1957–62), Бостонского симфонического оркестра (1962–69); с 1963 руководитель музыкального центра и фестиваля в Беркшире. Гастролирует с крупнейшими симфоническими оркестрами в США и странах Европы.

Лайнсдорф — тонкий интерпретатор оперной и симфонической музыки, владеющий широким репертуаром. Среди лучших работ — «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро»; «Макбет» Верди; «Лючия ди Ламмермур»; «Чио-Чио-сан», «Богема», «Турандот» Пуччини; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса. Выступает как музыкальный критик. Автор оркестровых транскрипций хоральных прелюдий для органа И. Брамса.

Литература: Григорьев Л., Платек Я., Современные дирижёры, М., 1969; Ewen D., Dictators of the baton, Chi., 1934; Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., (1957), p. 258–65.

E. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Лайнсдорф — родом из Австрии. В Вене же он учился музыке — сперва под руководством матери, а затем в Музыкальной академии (1931—1933); свое образование он завершил в Зальцбурге, где четыре года был ассистентом Бруно Вальтера и Артуро Тосканини. И, несмотря на все это, имя Лайнсдорфа стало известно в Европе лишь в середине шестидесятых годов, когда он возглавил Бостонский симфонический оркестр и был назван критиками и издателями США «музыкантом 1963 года».

Между годами учебы и завоеванием мирового признания лежит длительный период работы Лайнсдорфа, незаметного, но неуклонного движения вперед. В Америку он был приглашен по инициативе известной певицы Лотты Леман, работавшей с ним в Зальцбурге, и остался в этой стране. Первые шаги его были многообещающими — Лайнсдорф дебютировал в Нью-Йорке в январе 1938 года, продирижировав «Валькирией». После этого критик «Нью-Йорк таймс» Ноэль Штраус писал: «Несмотря на свои 26 лет, новый дирижер вел оркестр уверенной рукой и в целом произвел благоприятное впечатление. Хотя в его работе не было ничего поразительного, он обнаружил солидную музыкальность, и его дарование обещает многое».

Спустя примерно два года Лайнсдорф, после смерти Боданцки, оказался по сути дела главным дирижером немецкого репертуара театра «Метрополитен-опера» и оставался там до 1943 года. Сначала многие артисты приняли его в штыки: слишком расходилась его манера дирижирования, стремление к строгому соблюдению авторского текста с традициями Боданцки, допускавшего значительные отклонения от традиций исполнения, ускорения темпов и купюры. Но постепенно Лайнсдорф сумел завоевать авторитет и уважение оркестра и солистов. Уже в ту пору проницательные критики, и прежде всего Д. Юэн, прочили ему блестящее будущее, находя в таланте и манере артиста много общего с его великим учителем; некоторые даже называли его «молодым Тосканини».

В 1943 году дирижер был приглашен руководить Кливлендским оркестром, но не успел там акклиматизироваться, как был призван в армию, где прослужил полтора года. После этого он на восемь лет обосновался главным дирижером в Рочестере, периодически гастролируя в разных городах США. Затем он некоторое время возглавлял театр «Нью-Йорк сити опера», дирижировал спектаклями в «Метрополитен-опера».

При всей его солидной репутации мало кто мог предполагать последующий стремительный взлет. Но после того, как Шарль Мюнш объявил, что покидает Бостонский оркестр, дирекция решила пригласить Лайнсдорфа, с которым этот коллектив уже однажды выступал. И не ошиблась — последующие годы работы Лайнсдорфа в Бостоне обогатили и дирижера и коллектив. При Лайнсдорфе оркестр расширил свой репертуар, в значительной степени ограничивавшийся при Мюнше французской музыкой и немногими произведениями классики. Выросла и без того образцовая дисциплина оркестра. Многочисленные гастроли в европейских странах, проведенные Лайнсдорфом за последние годы, в том числе выступления на Пражской весне 1966 года, подтвердили, что дирижер находится сейчас в расцвете своего таланта.

В творческом облике Лайнсдорфа гармонично соединились лучшие черты венской романтической школы, усвоенные им от Бруно Вальтера, широкий размах и умение работать с оркестром в концерте и в театре, переданные ему Тосканини, наконец, опыт, приобретенный за годы работы в США. Что же касается широты репертуарных склонностей артиста, то об этом можно судить по его записям. Среди них немало и опер, и симфонической музыки. В числе первых заслуживают быть названными «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Чио-Чио-сан», «Тоска», «Турандот», «Богема» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Севильский цирюльник» Россини, «Макбет» Верди, «Валькирия» Вагнера, «Ариадна на Наксосе» Штрауса... Поистине внушительный список!

Не менее богато и разнообразно представлена и симфоническая музыка: мы находим в числе пластинок, записанных Лайнсдорфом, Первую и Пятую симфонии Малера, Третьи Бетховена и Брамса, Пятую Прокофьева, «Юпитер» Моцарта, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, фрагменты из «Воццека» Берга. А среди инструментальных концертов, записанных Лайнсдорфом в содружестве с крупнейшими мастерами,— Второй фортепианный Брамса с Рихтером.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Леон Флейшер Пианисты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама