Юрий Фёдорович Файер

Дата рождения
17.01.1890
Дата смерти
03.08.1971
Профессия
Страна
СССР
Юрий Фёдорович Файер

Файер Юрий Фёдорович (5 (17) I 1890, Киев — 3 VIII 1971, Москва) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1951). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950). Член КПСС с 1941.

В 1919 окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Г. Н. Дулова. С 1906 скрипач и концертмейстер различных оркестров, в 1909–10 концертмейстер и дирижёр Рижского оперного театра, в 1914–15 артист оркестра Оперного театра Зимина. С 1916 артист оркестра, в 1923–63 дирижёр балета Большого театра.

Тонкое и глубокое понимание искусства танца, темперамент, чувство ритма — отличительные черты дирижёрского искусства Файера. Оркестр под его управлением всегда звучал экспрессивно, ярко. Репертуар Файера насчитывал свыше 50 балетов. Он участвовал в постановках балетов «Красный мак» (1927) и «Медный всадник» (1949) Глиэра, «Пламя Парижа» (1933) и «Бахчисарайский фонтан» (1936) Асафьева, «Светлый ручей» Шостаковича (1935), «Золушка» (1945) и «Ромео и Джульетта» (1946) Прокофьева, «Лауренсия» Крейна (1956), «Гаянэ» (1957) и «Спартак» (1958) Хачатуряна и др.

Большая премия фирмы «Шан дю монд» (Франция, 1961) — за запись балета «Лебединое озеро» Чайковского. С балетной труппой Большого театра гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, ФРГ, Венгрии, Китае, США и др. странах. Автор книги «О себе, о музыке, о балете» (1970).

Литература: Мастера Большого театра, М., 1976, с. 98–107.

В. И. Зарубин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Когда речь заходит о триумфах балета Большого театра, то наряду с именами Галины Улановой и Майи Плисецкой всегда вспоминают дирижера Файера. Этот замечательный мастер целиком посвятил себя балету. Полвека стоял он за пультом Большого театра. Вместе с «Большим балетом» ему приходилось выступать во Франции, Англии, США, Бельгии и других странах. Файер — настоящий рыцарь балета. Его репертуар насчитывает около шестидесяти спектаклей. И даже в редких симфонических концертах он, как правило, исполнял балетную музыку.

В Большой театр Файер пришел в 1916 году, но не как дирижер, а как артист оркестра: он окончил по классу скрипки Киевское музыкальное училище (1906), а позднее и Московскую консерваторию (1917).

Своим настоящим учителем Файер считает А. Арендса, который первые десятилетия XX века был главным балетным дирижером Большого театра. Файер дебютировал в балете «Коппелия» Делиба с участием Викторины Кригер. И с тех пор почти каждый его спектакль становился заметным художественным событием. B чем причина этого? На такой вопрос лучше всего ответят те, кто работал с Файером бок о бок.

Директор Большого театра М. Чулаки: «Я не знаю в истории хореографического искусства другого дирижера, кто так властно и слитно с танцем вел бы музыку балетных представлений. Для артистов балета танцевать под музыку Файера — не просто удовольствие, но и уверенность и полная творческая свобода. Для слушателей же, когда за пультом стоит Ю. Файер, — это полнота эмоций, источник душевного подъема и активного восприятия спектакля. Уникальность Ю. Файера как раз и заключается в счастливом сочетании качеств прекрасного музыканта с великолепным знанием специфики и технологии танца».

Балерина Майя Плисецкая: «Слушая оркестр под управлением Файера, я всегда чувствую, как он проникает в самую душу произведения, подчиняет своему замыслу не только артистов оркестра, но и нас, танцующих артистов. Вот почему в балетах, которыми дирижирует Юрий Федорович, музыкальная и хореографическая части сливаются, образуя единый музыкально-танцевальный образ спектакля».

Файеру принадлежит выдающаяся заслуга в становлении советского хореографического искусства. Репертуар дирижера включает все классические образцы, а также все лучшее, что создавалось в этом жанре современными композиторами. Файер работал в тесном контакте с Р. Глиэром («Красный мак», «Комедианты», «Медный всадник»), С. Прокофьевым («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), Д. Шостаковичем («Светлый ручей»), А. Хачатуряном («Гаянэ», «Спартак»), Д. Клебановым («Аистенок», «Светлана»), Б. Асафьевым («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник»), С. Василенко («Иосиф Прекрасный»), В. Юровским («Алые паруса»), А. Крейном («Лауренсия») и другими.

Раскрывая специфику работы балетного дирижера, Файер заметил, что наиболее важным он считает желание и умение отдать балету свое время, свою душу. Именно в этом сущность творческого пути и самого Файера.

Литература: Ю. Файер. Записки балетного дирижера. «СМ», 1960, № 10. М. Плисецкая. Дирижер московского балета. «СМ», 1965, № 1.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама