О новом сезоне трансляций из «Метрополитен»

Метрополитен-опера (Metropolitan Opera)

Четвертый российский сезон прямых трансляций из «Met» (2014/2015), как и предыдущие, поражая своим музыкально-стилистическим разнообразием, готовит меломанам немало приятных часов дистанционного единения с оперой, незабываемые впечатления практически полного виртуального погружения в атмосферу театрального спектакля. Благодаря неожиданным ракурсам съемки и непременному выхватыванию крупных планов у нас снова будет возможность оказаться практически на одной сцене с исполнителями и увидеть то, что просто нельзя увидеть даже с лучших мест в зрительном зале.

Кажется, уже стало традицией, что трансляционный сезон из «Met» вот уже четвертый раз подряд открывается постановкой, в которой в главной партии будет «зажигать» наша знаменитая, прославленная во всем мире примадонна Анна Нетребко. На этот раз мы увидим и услышим ее в «Макбете» Верди (11 октября). В глазах Запада она – безусловная супердива: ее имя всегда гарантирует полные сборы и непременные аншлаги. Так почему бы сей факт не использовать на полную катушку! Раскрученные звезды должны приносить прибыль, и заокеанским менеджерам добиваться этого удается с лихвой. Сегодня создается впечатление, что певица Анна Нетребко стала едва ли не главным лицом театра «Метрополитен-опера», даже несколько подвинув в сторону его «местных» звезд.

Сегодня на вокальном фронте русские певцы буквально наступают на Америку

— и это, конечно же, не может не вызывать чувства гордости за нашу страну. Беда лишь в том, что на линии этого мощного наступления, порой не только стратегические, но и тактические просчеты не замечаются как с той, так и с другой стороны. В партии Леди Макбет певица уже успела выступить в Европе, спев ее в Мюнхене на сцене Баварской государственной оперы. А после серии «Трубадуров» Верди (партия Леоноры) в Берлине и Зальцбурге, а также мимолетного (для галочки) появления в этой роли на сцене Мариинский-2 Анне Нетребко теперь ничего уже не страшно – Америку можно смело покорять и в вердиевском репертуаре. И, кажется, теперь это должно у нее неплохо получиться!

«Макбет»

Этой зимой (14 февраля) оперный бизнес продолжит набирать обороты, и нам предстоит еще одна встреча с певицей, на сей раз – в партии Иоланты. Новые постановки известного «прикольщика» от режиссуры и дебютанта «Met» Мариуша Трелиньского (в паре с «Иолантой» Чайковского пойдет «Замок Герцога Синяя Борода» Бартока) априори ничего конструктивного и здравомыслящего как будто бы не сулят. Тем не менее, от возможности услышать восхитительного Петра Бечалу в партии Водемона сердце наполняется светом и радостью. В качестве дирижера в этом оперном диптихе отметится и вездесущий Валерий Гергиев. Возможно, опера Бартока когда-то и звучала в «Met», однако с «Иолантой», похоже, американская публика встретится впервые, поэтому нетрудно предположить, что это должно стать для нее сенсацией, тем более что в главной партии ей предстоит услышать саму Анну Нетребко!

«Иоланта»

У кинозрителя прямых трансляций из «Met», кажется, должно было бы сложиться впечатление, что раз киносезон откроется «Макбетом», то эта постановка и откроет нынешний театральный сезон. Но это не так. Это очень тонкий ход пиара, ведь в афише первой трансляции без имени Анны Нетребко, кажется, было просто не обойтись! Сезон в «Met» откроется 22 сентября новой постановкой «Свадьбы Фигаро» Моцарта в постановке Ричарда Эйра с блистательным Ильдаром Абдразаковым в титульной партии и великолепным Джеймсом Ливайном за дирижерским пультом.

Ильдар Абдразаков

Мы же увидим трансляцию другого спектакля этой постановки, который состоится 18 октября – сразу же вслед за трансляцией «Макбета».

Джеймс Ливайн, несомненно, порадует меломанов всего мира и в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера

(13 декабря) в старой доброй, эстетически красивой постановке Отто Шенка.

«Нюрнбергские мейстерзингеры»

Удивительно, но за всё время существования проекта «The Met: Live in HD» это первая прямая трансляция данной оперы, поэтому нельзя не порадоваться тому, что, вступая в четвертый российский сезон, и мы сможем стать свидетелями этого события. К тому же нас ждет встреча с подлинными звездами – Аннетой Даш в партии Евы и Йоханом Ботой в партии Вальтера фон Штольцинга.

Очень долгое время самый известный в мире веристский диптих в составе «Сельской чести» Масканьи и «Паяцев» Леонкавалло царил на подмостках «Met» в знаменитом классическом прочтении Франко Дзеффирелли. Последние серии этих спектаклей прошли в сезоне 2008/2009. И теперь нас ожидает новая постановка Дэвида МакВикара, изюминкой которой станет то, что главные партии в обеих операх исполнит темпераментный аргентинский мачо Марсело Альварес, а за дирижерский пульт обеих постановок после появления в «Макбете» снова встанет главный дирижер «Met» Фабио Луизи (25 апреля).

Марсело Альварес

Эта трансляция и завершит новый сезон.

Наряду с кровавыми страстями итальянского веризма, другим хитом трансляционного сезона обещает стать новая постановка в легком развлекательном жанре – оперетта Легара «Веселая вдова» (17 января). Совершенно очевидно, что этот проект задуман, прежде всего, на восхитительную и – в положительном смысле – всегда непредсказуемую Рене Флеминг.

Оперетта Легара «Веселая вдова»

Ясно, что он намерен «повернуться лицом» к самой широкой демократической части публики: спектакль пойдет в новом английском переводе, и, по всей видимости, режиссер и хореограф Сюзан Строман готовит нам развлечение в стиле бродвейских шоу. Но загадывать не будем: как говорится, поживем – увидим!

Еще три запланированные трансляции — «Кармен» (1 ноября), «Севильский цирюльник» Россини (22 ноября) и «Сказки Гофмана» (31 января)

— возобновления постановок прошлых лет, причем, ранее уже показанные в рамках анонсируемого проекта, правда, все они прошли еще до того, как к нему присоединилась Россия. Из этих трех опер на большом киноэкране мы имели возможность познакомиться лишь с двумя – «Севильским цирюльником» и «Кармен», и случилось это в рамках повторных показов летнего сезона прошлого года. В новой исполнительской версии старого «Цирюльника», прежде всего, привлекает имя молодого, но однозначно талантливого итальянского дирижера Микеле Мариотти: музыкант, воспитанный на лучших традициях фестиваля в Пезаро, где он неоднократно поражал своими интерпретациями опер Россини, этого композитора явно может уже назвать «своим».

«Севильский цирюльник»

Что же касается Изабель Леонард в партии Розины и Лоуренса Браунли в партии Альмавивы, тягаться с ослепительно недосягаемым дуэтом Джойс ДиДонато и Хуана Диего Флореса, задействованным в прошлой трансляции, новой паре будет практически невозможно, но рассчитывать на вполне добротный уровень мы, несомненно, можем. Изабель Леонард – певица, вообще-то, очень техничная и эффектная в плане актерской притягательности, но мой личный скепсис в отношении Лоуренса Браунли связан с тем, что когда на фестивале в Пезаро я слушал этого исполнителя в партии Дона Рамиро в «Золушке» Россини, это занятие после Флореса было мало привлекательным и совершенно неинтересным. Посмотрим, как сложится на сей раз. В любом случае, это будет любопытно.

Несомненно, в главной партии «Кармен», весьма интригующее будет услышать Аниту Рачвелишвили,

певицу из Грузии, обладающую сочным и раскатистым меццо-сопрано: ее дебют в «Met» состоялся именно в этой постановке в январе 2011 года (премьера же прошла годом ранее с великолепной Элиной Гаранчей).

«Кармен»

Чрезвычайно интересно будет услышать и Александра Антоненко в партии Хозе, кажется, уверенно прописавшегося на престижных зарубежных сценах и, конечно же, великолепного Ильдара Абдразакова в партии Эскамильо.

Ожидающая нас постановка «Сказок Гофмана» знакома мне лишь фрагментарно, но то впечатление, что я успел о ней составить, мой интерес к ней разжигает достаточно сильно.

«Сказки Гофмана»

Правда, не знаю, радоваться тому, что Анну Нетребко в партии Антонии на этот раз заменит наша Хибла Герзмава, или нет. Послушаем, ведь интрига неоднозначности здесь явно присутствует. Но совершенно точно могу сказать, что, несмотря на весь гламурный антураж сексапильного итальянского тенора Витторио Григоло, встречи с этим исполнителем я буду ждать с явным нетерпением. На мой взгляд, Гофман из него должен получиться хоть куда! Во всех четырех злодейских ипостасях оперы Оффенбаха – Линдорфа, Коппелиуса, Миракля и Дапертутто – выступит изыскано-утонченный Томас Хэмпсон: французская музыка всегда была его неоспоримым творческим коньком…

И, наконец, в качестве суперхита нового сезона, независимо от того, какой будет новая постановка Пола Каррана, здравомыслящей или эпатажной, ожидается трансляция «Девы озера» Россини (14 марта), за дирижерский пульт которой снова встанет Микеле Мариотти.

Джойс ДиДонато

Это не просто новая постановка, а премьера театра «Метрополитен-опера»: ранее эта опера никогда здесь не звучала.

Звездный квартет ее ключевых персонажей составят Джойс ДиДонато (Елена), Хуан Диего Флорес (Уберто/Яков V), Даниэла Барчеллона (Малькольм) и Джон Осборн (Родриго).

Лишь одно перечисление исполнительских сил абсолютно достаточно для того, чтобы отложить все свои дела и на три с половиной часа удобно устроиться в кресле цифрового кинотеатра.

Как всегда, помимо прямых трансляций, в новом сезоне ожидаются и повторные показы. Всю информацию о кинотеатрах в каждом городе, репертуарной афише, датах показов и времени начала сеансов можно узнать на официальном сайте Арт-объединения «CoolConnections». Информация по показам может быть также найдена и на аффилированном сайте проекта «TheatreHD». Далее информация по предстоящему сезону прямых трансляций для удобства восприятия приводится в хронологическом порядке.

«Замок герцога Синяя Борода»

1. Дж. Верди. «Макбет» (11 октября 2014 года в 21:00)
Постановщики: Эдриан Ноубл (режиссура), Марк Томпсон (сценография и костюмы), Жан Кальман (свет), Сью Лефтон (хореография)
Исполнители: Фабио Луизи (дирижер); Анна Нетребко (Леди Макбет), Желько Лучич (Макбет), Рене Папе (Банко), Джозеф Каллейя (Макдуф)
Возобновление постановки сезона 2007/2008. Премьера состоялась 22 октября 2007 года, прямая трансляция – 12 января 2008 года

2. В.-А. Моцарт. «Свадьба Фигаро» (18 октября 2014 года в 21:00)
Постановщики: Ричард Эйр (режиссура), Роб Хауэл (сценография и костюмы), Паула Констебл (свет), Сара Эрде (хореография)
Исполнители: Джеймс Левайн (дирижер); Аманда Мажески (Графиня), Марлис Петерсен (Сюзанна), Изабель Леонард (Керубино), Петер Маттеи (Граф), Ильдар Абдразаков (Фигаро)
Новая постановка к открытию сезона. Премьера – 22 сентября 2014 года

3. Ж. Бизе. «Кармен» (1 ноября 2014 года в 20:00)
Постановщики: Ричард Эйр (режиссура), Роб Хауэлл (сценография и костюмы), Питер Мамфорд (свет), Кристофер Уилдон (хореография)
Исполнители: Пабло Эрас-Касадо (дирижер); Анита Рачвелишвили (Кармен), Анита Хартиг (Микаэла), Александр Антоненко (Хозе), Ильдар Абдразаков (Эскамильо)
Возобновление постановки сезона 2009/2010. Премьера состоялась 31 декабря 2009 года, прямая трансляция – 16 января 2010 года. На киноэкранах России запись трансляционного спектакля была показана в рамках летнего сезона 2013 года

4. Дж. Россини. «Севильский цирюльник» (22 ноября 2014 года в 21:00)
Постановщики: Бартлет Шер (режиссура), Майкл Йерган (сценография), Кэтрин Зубер (костюмы), Кристофер Эйкерлинд (свет)
Исполнители: Микеле Мариотти (дирижер); Изабель Леонард (Розина), Лоуренс Браунли (Альмавива), Кристофер Мальтман (Фигаро), Маурицио Мураро (Бартоло), Паата Бурчуладзе (Базилио)
Возобновление постановки сезона 2006/2007. Премьера состоялась 10 ноября 2006 года, прямая трансляция – 24 марта 2007 года. На киноэкранах России запись трансляционного спектакля была показана в рамках летнего сезона 2013 года

5. Р. Вагнер. «Нюрнбергские мейстерзингеры» (13 декабря 2014 года в 20:00)
Постановщики: Отто Шенк (режиссура), Гюнтер Шнайдер-Симсен (сценография), Рольф Лангенфас (костюмы), Джил Уэкслер (свет), Кармен де Лавалладе (хореография)
Исполнители: Джеймс Левайн (дирижер); Аннета Даш (Ева), Карен Кэгил (Магдалена), Йохан Бота (Вальтер фон Штольцинг), Пол Эплби (Давид), Йохан Ройтер (Ганс Сакс), Йоханнес Мартин Крэнцле (Бекмессер), Ханс-Петер Кёниг (Погнер), Мэтью Роуз (Ночной сторож)
Возобновление постановки сезона 1992/1993. Премьера состоялась 14 января 1993 года. Первая прямая трансляция этой оперы в формате HD

6. Ф. Легар. «Веселая вдова» (17 января 2015 года в 21:00)
(текст в новом английском переводе Джереми Сэмса)
Постановщики: Сюзан Строман (режиссура и хореография), Джулиан Крауч (сценография), Уильям Айви Лонг (костюмы), Паула Констебл (свет)
Исполнители: Эндрю Дэвис (дирижер); Рене Флеминг (Ганна), Келли О’Хара (Валансьена), Натан Ган (Данило), Алек Шрадер (Камилл де Россильон), Томас Аллен (Барон Зета)
Новая постановка. Дата премьеры – 31 декабря 2014 года

7. Ж. Оффенбах. «Сказки Гофмана» (31 января 2015 года в 21:00)
Постановщики: Бартлет Шер (режиссура), Майк Йерган (сценография), Кэтрин Зубер (костюмы), Джеймс Ф. Инглс (свет), Ду Ду Хуань (хореография)
Исполнители: Ив Абель (дирижер); Хибла Герзмава (Антония/Стелла), Эрин Морли (Олимпия), Кристин Райс (Джульетта), Кейт Линдсей (Никлаус/Муза), Витторио Григоло (Гофман), Томас Хэмпсон (Линдорф/Коппелиус/Миракль/Дапертутто)
Возобновление постановки сезона 2009/2010. Премьера состоялась 3 декабря 2009 года, прямая трансляция – 19 декабря 2009 года

8. П. Чайковский. «Иоланта» • Б. Барток «Замок герцога Синяя Борода» (14 февраля 2015 года в 20:30)
Постановщики: Мариуш Трелиньский (режиссура), Петр Грушиньский (драматургия), Борис Кудличка (сценография), Бартек Мациас (видеодизайн), Марек Адамский (костюмы), Марк Хайнц (свет), Томаш Выгода (хореография)
Исполнители: Валерий Гергиев (дирижер); Анна Нетребко (Иоланта), Петр Бечала (Водемон), Алексей Марков (Роберт), Эльчин Азизов (Эбн-Хакиа), Алексей Тановицкий (Рене) • Надя Михаэль (Юдит), Михаил Петренко (Синяя Борода)
Новая постановка. Дата премьеры – 26 января 2015 года

9. Дж. Россини. «Дева озера» (14 марта 2015 года в 20:00)
Постановщики: Пол Карран (режиссура), Кевин Найт (сценография и костюмы), Дрискол Отто (видеопроекция), Дуэйн Шулер (свет)
Исполнители: Микеле Мариотти (дирижер); Джойс ДиДонато (Елена), Даниэла Барчеллона (Малькольм), Хуан Диего Флорес (Уберто/Яков V), Джон Осборн (Родриго), Орен Градус (Дуглас)
Премьера театра «Метрополитен-опера». Совместная постановка «Метрополитен-опера» и Оперы Санта-Фе. Дата премьеры – 16 февраля 2015 года

10. П. Масканьи. «Сельская честь» / Р. Леонкавалло. «Паяцы» (25 апреля 2015 года в 19:30)
Постановщики: Дэвид МакВикар (режиссура), Рэй Смит (сценография), Мориц Юнге (костюмы), Паула Констебл (свет), Эндрю Джордж (хореография), Эмиль Уолк (консультант-постановщик эпизодов бродячего театра)
Исполнители: Фабио Луизи (дирижер); Эва-Мария Вестбрук (Сантуцца), Марсело Альварес (Туридду), Желько Лучич (Альфио) • Патрисия Расетт (Недда), Марсело Альварес (Канио), Георгий Гагнидзе (Тонио), Лукас Мичем (Сильвио)
Новая постановка. Дата премьеры – 14 апреля 2015 года

реклама