Джеймс Ливайн: «Я восхищаюсь русскими музыкантами»

Джеймс Ливайн

Уже 32 года Джеймс Ливайн дирижирует оркестром Метрополитен-опера (Мет) в Нью-Йорке, с 1986 года является его художественным руководителем. За этот рекордный срок прославленный дирижер представил 75 разных опер, показанных более 2000 раз. Он организовал телетрансляцию более ста спектаклей Мет. Творческая деятельность Джеймса Ливайна интенсивна, масштабна и значима. Помимо опер в Мет, он дирижирует известными оркестрами, выступает как пианист и аккомпаниатор. В 1973 — 1993 годы он был музыкальным директором Равеннского фестиваля, с 1999 года является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра, с 2004 года станет музыкальным директором Бостонского симфонического оркестра.

На протяжении последних четырех лет Ливайн возглавляет созданный им Молодежный оркестр (МО) фестиваля в Вербье (горный курорт в Швейцарии). В оркестре 120 музыкантов от 17 до 29 лет из 34 стран мира. По окончании летнего фестиваля оркестр ежегодно дает 10 концертов в странах Европы, Америки и Азии. В ближайшем турне МО под управлением Джеймса Ливайна впервые выступит в Москве (27 октября), а также в Мюнхене (29 октября), Париже (31 октября), Люцерне (1 ноября) и Базеле (2 ноября). В этих городах прозвучат Сюита из балета Бартока «Чудесный мандарин», Пятая симфония Прокофьева и Восьмая симфония Дворжака. В Париже программу дополнит Скрипичный концерт Сибелиуса в исполнении Вадима Репина. В ноябре МО под управлением Шарля Дютуа выступит в шести городах Азии.

В преддверии европейского турне Джеймс Ливайн дал интервью нашему корреспонденту.

— Как возник ваш Молодежный оркестр?

— С 1970 года я дружу с Мартином Энгстрёмом. Мы давно мечтали о фестивале, как в Аспене (горный курорт в США). Десять лет назад Мартин создал свой фестиваль в Вербье. Но в то время я не был свободен, так как имел обязательства на несколько лет вперед. Пять лет назад я приехал в Вербье с оркестром Кюрстинского института (Филадельфия). Когда я был с ним второй раз, то предложил Мартину создать свой Молодежный оркестр. Идея состояла в том, чтобы ездить по миру и в консерваториях или школах находить способных учеников или выпускников, еще нуждающихся в подготовке. Мы решили приглашать студентов не старше 29 лет на один или несколько сезонов. Это значит, что в каждый набор (в этом году он состоялся в четвертый раз) мы принимаем все меньшее число новых музыкантов, оставляя лучших. В итоге оркестр постоянно улучшается.

Для меня и Мартина это феноменальный эксперимент, о котором мы мечтали много лет. Работа, которую можно здесь сделать, уникальна, потому что музыканты оркестра приезжают со всего мира и встречаются с новыми произведениями и разными дирижерами; они также учатся друг у друга. Это дает удивительную энергию и потрясающий результат. В первый год, когда я встретил в нашем оркестре большие таланты, стал думать, как их развить.

— Как вы выбираете дирижеров и репертуар для Молодежного оркестра?

— Мы ищем среди свободных дирижеров, а также приглашаем тех, которые уже были в Вербье. А репертуар, он — в моей голове. Это большой список разных произведений, с которыми музыканты должны познакомиться. Список дополняют произведения, предлагаемые приглашенными дирижерами и самими оркестрантами. Музыканты оркестра — разного уровня, качества и стиля, потому что все они — из разных школ. У них есть талант и образование, но им еще нужно обрести чувство стиля и опыт. Именно это мы стараемся им дать. Возможности оркестра постоянно возрастают. Теперь я с ним работаю более плодотворно, чем, скажем, два года назад. Это говорит о прогрессе и развитии.

— В оркестре много музыкантов из России. Чем они интересны?

— Всем! Они все превосходны: страстно увлечены и хорошо обучены. В них есть творческое начало и энтузиазм. И меня это не удивляет, потому что эти качества характерны для всех русских музыкантов, с которыми я работал. Мы очень рады, что у нас в оркестре 12 музыкантов из России.

Один из них, Андрей Рубцов, — не только гобоист, но и композитор. Я пригласил в Вербье в качестве репетитора одного из первых гобоистов оркестра Мет. Я это сделал специально, чтобы он поработал с Андреем, причем они оба молодые.

— На открытии нынешнего (десятого) фестиваля в Вербье с участием МО прозвучала опера Р. Штрауса «Электра». В чем особенность этого исполнения?

— Очень жаль, что вы его не слышали. Я не могу словами выразить музыкальное великолепие того вечера. Это была концертная версия, совсем иная, чем спектакль. Но здесь можно было насладиться тем, чего нет в Мет. В Нью-Йорке оркестр играет «Электру» уже много раз, а здесь Молодежный оркестр ее исполнил впервые. Работа над этой партитурой с молодыми оркестрантами была необычайно интересной, потому что для них она была новая. Я всегда люблю работать с оркестром, особенно когда что-то показываешь в первый раз.

— Кто из русских музыкантов произвел на вас большое впечатление?

— Список такой! (Широко разводит руками и смеется.) Меня обучала игре на фортепиано русская пианистка Розина Левина. Мравинский для меня — эталон дирижирования. Я восхищаюсь многими русскими музыкантами поколения Славы Ростроповича, Галины Вишневской, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса... Я не хочу называть имена, потому что кого-то забуду.

— Какие у вас творческие отношения с Валерием Гергиевым?

— В Мет мы уже несколько раз принимали труппу Мариинского театра. Валерий Гергиев к нам приезжал также в качестве приглашенного дирижера. Он много у нас работает. Это очень хорошо, потому что моя и его работа — разные. Это хорошо для всех.

— Была ли у вас возможность поехать в Петербург, чтобы дирижировать оркестром Мариинского театра?

— Нет, потому что не было времени. У меня многочисленные обязательства с разными оркестрами. Но когда-нибудь я это сделаю.

— В Москве вы будете впервые дирижировать в Большом зале консерватории?

— Да. В 1965 году я сидел в этом зале и слушал все репетиции Кливлендского оркестра под управлением Джорджа Сэлла. Тогда я был самым молодым ассистентом дирижера в истории оркестра. Мы провели в России несколько недель, и это произвело на меня огромное впечатление. Теперь я с нетерпением жду новой поездки в Россию.

— Какие у вас надежды и ожидания?

— Русская публика взыскательная и эмоциональная. Она хочет слышать произведения, хорошо проработанные и волнующие. Именно это я намерен ей дать. Надеюсь, что москвичи услышат хороший концерт.

Беседу вел Виктор Игнатов

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама