Двенадцатый путь на Мальту…

28 февраля в Москве в Красном зале отеля «Метрополь» состоялась презентация VI Мальтийского международного музыкального фестиваля (MIMF – Malta International Music Festival), проведение которого в этом году имеет особый статус. Он пройдет с 15 апреля по 1 мая в рамках программы «Валлетта-2018 – культурная столица Европы». В этой презентации приняли участие глава департамента туристических программ Мальтийского управления по туризму (Malta Tourism Authority) Лайонел Герада, председатель управляющего совета Фонда «Валлетта-2018» Джейсон Микаллеф, директор Мальтийского филармонического оркестра Зигмунд Мифсуд, президент Европейского фонда поддержки культуры Константин Ишханов, арт-директор Европейского фонда поддержки культуры Алан Киркоп, ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов, российская оперная певица Любовь Казарновская. Роль ведущего взял на себя скрипач Карэн Шахгалдян (участник Трио имени Хачатуряна).

Фестиваль пройдет в столице островной Республики Мальта – Валлетте. Его главными историческими площадками станут Зал Республики Средиземноморского конференц-центра (муниципалитет Валлетта) и Зал Роберта Самута (в соседнем с Валлеттой муниципалитете Флориана). Единственное, но грандиозное фестивальное мероприятие состоится в сердце столицы Мальты – на площади Святого Георга. 22 апреля здесь пройдет мировая премьера Симфонического цикла для двух оркестров «Образы Великой осады» Алексея Шора. Уникальнейший совместный проект Государственного симфонического оркестра Армении и Мальтийского филармонического оркестра состоится под управлением всемирно известного дирижера Сергея Смбатяна.

Государственный симфонический оркестр Армении – резидент фестиваля нынешнего года, а маэстро Смбатян – основатель и художественный руководитель этого коллектива. Из семнадцати концертов нынешнего форума этот оркестр примет участие в двенадцати! Мальтийский филармонический оркестр впервые выступил на фестивале лишь год назад, но уже в нынешнем году вместе с Европейским фондом поддержки культуры стал полноправным соорганизатором форума. Помимо участия в вышеназванной мировой премьере он даст один концерт, в котором монографической программой из сочинений Арама Хачатуряна продирижирует Сергей Смбатян. Кроме него за дирижерский пульт Государственного симфонического оркестра Армении в дни фестиваля также встанут Дмитрий Ситковецкий, Сергей Стадлер и Тигран Ахназарян, которые проведут по одному концерту (первый из них выступит и в качестве скрипача-солиста).

Четыре оставшихся фестивальных события – камерные. Это концерты венского Трио Cosmopolitan и Трио имени Хачатуряна, а также сольная программа популярной вокальной музыки «Любовь меняет всё» в исполнении Любови Казарновской в сопровождении Ансамбля «Гармония» (более подробных сведений об этом коллективе фестивальный буклет не дает). Но один концерт явно стоит особняком: это обещающий стать очередной мощной сенсацией рецитал выдающегося российского пианиста Григория Соколова.

В качестве солистов-инструменталистов в ансамбле с оркестром выступят скрипачи Сальваторе Аккардо из Италии (программа «Романтическая скрипка») и Максим Венгеров (опусы Петра Чайковского), тайванец Рэй Чен из Австралии («композитная» сборная программа под общим названием «Морские пейзажи») и Айман Мусаходжаева из Казахстана (программа «К 115-летию Арама Хачатуряна), виолончелист Нарек Ахназарян из Армении (программа «Волшебная виолончель») и солист-кларнетист Берлинской филармонии, австриец Андреас Оттензамер (программа «Очарование хрустального звука»). В программе «Экстраординарный концерт» на контрастных полюсах музыкальных стилей встретятся опусы Петра Чайковского (Сюита из балета «Спящая красавица») и Алексея Шора («Хорошо темперированный шансон» для альта с оркестром). Партию альта возьмет на себя американский альтист Давид Аарон Карпентер.

В авторском вечере «Музыка как сама жизнь» знаменитого грузинского композитора Гии Канчели, который также приедет на фестиваль и примет в нём участие, будут солировать итальянский скрипач Андреа Кортези и грузинский альтист Георгий Цагарели, и в рамках этого вечера состоится мировая премьера нового сочинения мастера под названием «Вместо танго» (для скрипки, альта, фортепиано и струнного оркестра). Одна из симфонических программ под названием «Гала-концерт» весьма интересна тем, что с Государственным симфоническим оркестром Армении под управлением Сергея Смбатяна в ней будут солировать музыканты Мальтийского филармонического оркестра Бритт Аренд (арфа), Этьен Кутажар (валторна), Ребекка Холл (флейта) и Кармине Лаури (скрипка). Прозвучат концерты Моцарта, Рихарда Штрауса, Венявского.

В команде «концертирующих» пианистов – трое имен: маститый Николай Луганский (программа «К 145-летию Сергея Рахманинова»), активно развивающий сольную карьеру молодой музыкант Денис Кожухин (программа «Дневник путешественника») и американо-российская исполнительница Юлия Зильберквит (программа «Concerto extravaganza»). На фестивале прозвучит много разнообразной музыки целого спектра жанров и национальных школ, в том числе – музыка мальтийских авторов, из числа которых в афише наиболее весомо представлено имя хорошо известного на Мальте композитора Джозефа Веллы (1942–2018). Нынешний фестиваль задумывался как приношение этому музыканту, но теперь станет посвящением его памяти. Музыка Алексея Шора занимает в фестивальных программах не менее важное место, ведь, как и в прошлом году, в этом он по-прежнему композитор-резидент MIMF (он также является и композитором-резидентом Академии Мальтийского филармонического оркестра).

Robert Samut Hall

Одним из наиболее интригующих аспектов фестиваля станет заключительный этап крупнейшей в мире, беспрецедентной серии международных фортепианных конкурсов, проведенных в прошлом году организатором MIMF – Европейским фондом поддержки культуры – в масштабах Европы и Азии. Мальтийский международный фортепианный конкурс 2018, который в дни фестиваля пройдет с 16 по 29 апреля, задуман как финал конкурсного марафона «11 путей на Мальту». На нем будут состязаться лауреаты локальных национальных конкурсов в Ереване, Гранаде, Брешии, Астане, Берлине, Вене, Валлетте, Москве, Шанхае, Токио и Кёльне. Его финальный (третий) тур в сопровождении Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна состоится в Зале Республики Средиземноморского конференц-центра в Валлетте.

Общий призовой фонд Мальтийского международного фортепианного конкурса 2018 составит € 200000, и это самый большой призовой фонд среди всех фортепианных конкурсов в мире! I премия – € 100000. II премия – € 50000. III премия – € 25000. IV, V и VI премии – по € 6000. Спецприз за лучшее исполнение произведения мальтийского композитора – € 5000. Спецприз лучшему мальтийскому исполнителю – € 2000. В состав международного жюри войдут пианисты Владимир Овчинников, Дмитрий Башкиров, Дмитрий Алексеев, Павел Гилилов, Илья Шепс, Георг Фридрих Шенк, Арье Варди, Голда Вэйнберг Татц, Чже Тан, а также Александр Соколов (ректор Московской консерватории), Р. Дуглас Шелдон (Columbia Artists Management) и Геррит Глейнер (Steinway & Sons). Председателем жюри конкурса станет Константин Орбелян. Композитором-резидентом Мальтийского международного фортепианного конкурса 2018 и всех одиннадцати предшествовавших ему локальных конкурсов также является Алексей Шор: его опусы входят в обязательную конкурсную программу.

Любовь Казарновская выступит на фестивале не только в качестве певицы: впервые в своей творческой практике она станет автором, ведущим и режиссером документальной серии фильмов-портретов об участниках MIMF-2018. Сей необычный музыкальный сериал (предположительно из двадцати передач) планируется к показу на одном из каналов российского телевидения. Это и есть двенадцатый – заочный – путь на Мальту, так что, благодаря этому начинанию, фестивальная аудитория дистанционно станет еще шире. К тому же, оказаться на двух центральных событиях фестиваля – на концертах 22 и 23 апреля («Великая осада» и «Дневник путешественника») – станет возможным благодаря прямой интернет-трансляции телеканала Medici.tv. Но журналисты, посетившие презентацию фестиваля 28 февраля, восхитительный музыкальный привет с Мальты получили уже сейчас. Им стал мини-концерт пианиста Юрия Розума и скрипача Романа Кима.

Первый исполнитель хорошо известен: это давно уже сложившийся, признанный мастер, и его представлять не надо. А второй – 26-летний уроженец Казахстана (город Балхаш), сегодня проживающий в Германии – в Кёльне. В этом немецком городе после ЦМШ в Москве (класс Галины Турчаниновой) 16-летний музыкант поступил в Высшую музыкальную школу, которую окончил под руководством Виктора Третьякова. Сегодня Роман Ким, продолжая учиться здесь же по специальности «композиция», ведет активную международную концертную деятельность, и после первых шагов его сольной карьеры и побед на международных конкурсах об этом скрипаче-виртуозе сразу же заговорили как о «Паганини XXI века». Он играет на скрипке мастера Александра Хазина, которую сам и спроектировал в 2015 году, а ее струны – собственноручное творение музыканта. Так что, возможно, в этом тоже кроется секрет неповторимого звучания его инструмента.

Роман Ким – по своей природе неутомимый экспериментатор. Собственное сочинение, Romance in B для скрипки и фортепиано, а также прозвучавшую на бис Вариацию Паганини на тему английского гимна «Боже, храни короля», на московской презентации MIMF в Красном зале отеля «Метрополь» он исполнял в специально сконструированных им очках. По мнению скрипача, они позволяют сфокусировать взгляд так, чтобы наиболее полно сосредоточиться на интерпретации музыки. И этот эксперимент артиста – процесс в действии: эффект подобного ноу-хау им пока лишь только изучается. Но как бы то ни было, насладиться мелодической виртуозностью этих опусов слушатели смогли сполна!

Это был самый финал выступления, а перед ним Роман Ким и Юрий Розум исполнили три пьесы для скрипки и фортепиано. Автор одной из них – Larghetto cantabile (op. 57) – Джозеф Велла. Две другие – «Полет сокола» и «Замерзший сад» из балета «Хрустальный дворец» – принадлежат Алексею Шору. Аван-премьера балета «Хрустальный дворец», в которой приняли участие звезды Большого театра России, состоялась в Валлетте 21 июля 2017 года. Это событие стало одним из знаковых мероприятий, посвященных 50-летию установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой, так что диалогу двух стран убедительно весомо вторит и диалог их музыкальных культур.

Музыку недавно ушедшего от нас мальтийского «классика» Джозефа Веллы, широко известного в мире «мальтийского» композитора-резидента Алексея Шора (нашего бывшего соотечественника, уроженца Киева) и совсем еще молодого композитора-скрипача Романа Кима объединяет ряд важных качеств – щедрая и яркая мелодичность, эмоциональная зажигательность, проникновение в глубокие и тонкие сферы психологических состояний человеческой души. Ощутить это даже в рамках презентационной музыкальной мини-программы не составило ни малейшего труда! Роман Ким и Юрий Розум лишь только приоткрыли калитку в мальтийский сад музыки, который расцветет в Валлетте в середине апреля. Так что всеобъемлющее наслаждение его вдохновенными плодами – еще впереди!

На фото: Валлетта, Robert Samut Hall

Flora Delivery — премиум сервис по доставке роз в Москве. В ассортименте интернет-магазина букеты разной стоимости: от по-настоящему шикарных больших букетов до маленьких изящных композиций.

реклама

вам может быть интересно