«Лисистрата» Юрия Буцко: мировая премьера

Юрий Буцко

3 июня в Большом зале консерватории состоится монографический концерт из сочинений Юрия Буцко, где в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением Дениса Кирпанёва прозвучит Концерт № 2 для виолончели со струнным оркестром, фортепиано и ударными под названием «Ричеркар» (1979, солист – Константин Манаев) и Симфонические сцены «Лисистрата» по комедии Аристофана – мировая премьера сочинения, созданного в 2009 году.

«Программа юбилейного концерта была составлена не совсем обычным образом: в ней нет хорошо известных произведений композитора, вроде «Записок сумасшедшего» или «Свадебных песен», мы не ставили задачу показать музыку разных жанров и стилистических направлений, — поясняет музыковед Марина Рахманова (Буцко). — Но была цель: дать прозвучать музыке забытой или никогда не исполнявшейся, музыке отнюдь не траурно-поминальной, а напротив – пронизанной светом».

Озорной сюжет «Лисистраты» (разрушительница войн – греч., женщина, которая смогла остановить войну с помощью сексуальной забастовки) может показаться совершенно неожиданным в творчестве Юрия Буцко, но, на самом деле, сам композитор говорил о том, что всегда тяготел к античности, хотя ни в Греции, ни в Риме ему не удалось побывать. «На старости меня потянуло к Свету, к Солнцу, к Красоте человека, – поэтому я выбрал этот сюжет», – писал композитор.

Биографическая справка:

Юрий Буцко родился 28 мая 1938 года. Первые произведения, получившие известность, появились еще в годы учебы в консерватории: моноопера «Записки сумасшедшего» по Гоголю и «Белые ночи» по Достоевскому. В период 1960-80-х годов композитор много работал в театре и в кино: Театре на Таганке (музыка к спектаклям «Пугачев», «Мать», «Гамлет» и др.), Театре имени Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы» и др.), на студии «Мосфильм» (13-серийный фильм «Хождение по мукам» по роману А.К. Толстого, музыка к реставрации кинофильма «Барышня и хулиган» с участием Владимира Маяковского и др.).

В последние десятилетия Юрий Буцко отдавал предпочтение крупной инструментальной форме: 7 «больших» симфоний, жанровые симфонии-сюиты на фольклорном материале, камерные симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Из вокально-симфонических произведений этих лет наиболее значительные – оратория «Песнослов» на стихи Николая Клюева и Канон Ангелу Грозному (на тексты Ивана Грозного) для солистов, хора и инструментального ансамбля.

Юрий Буцко умер в 2015 году в Москве. На сегодняшний день целый ряд сочинений композитора, в том числе крупной формы, остается неисполненным и неизданным.

В 2018 году вдовой и дочерью композитора был основан Фонд Юрия Буцко, деятельность которого направлена на возрождение и популяризацию творчества композитора.

реклама