Кто защищает «Золотую Маску»?

Фото: АртАртем Геодакян/ТАСС

Похоже, за попытками сорвать возрождение российского театра стоят сугубо частные интересы

И до того, как Министерство культуры РФ вышло из учредителей театральной премии «Золотая Маска», эксперты и зрители сходились во мнении, что данная премия — это чистой воды междусобойчик, пребывающий в кризисе и не отражающий реального положения вещей в отрасли. То есть, премии давали своим и часто за весьма сомнительные постановки и достижения, а сама награда потеряла изначальное значение, разделив театралов на два лагеря — тех, кто еще принимает лауреатов и тех, кто ни во что не ставит эту премию. Таким образом, решение Минкультуры РФ лишь обнажило нарыв. Ведь вслед за государством премия лишится и финансовой поддержки и превратится в просто ничего незначащую статуэтку. Междусобойчик распадется, и век «Золотой Маски» закончится.

Однако у премии, конечно же, есть и свои защитники, тот самый междусобойчик, и первый в нем — это бессменный руководитель Союза театральных деятелей России (другого учредителя премии) Александр Калягин. Он уже давно находится в контрах с профильным министерством и яблоко раздора здесь, как всегда, деньги. Актер хочет получать деньги на все свои проекты, а чиновники привыкли за деньги спрашивать. Кроме того, с появлением во главе Минкультуры РФ Владимира Мединского, ведомство пересмотрело свою роль щедрого казначея и начало вырабатывать определенные необходимые критерии для поддержки.

Искусство нужно не ради искусства или того, что некоторые таковым называют, а ценно как просвещение, как нечто полезное для общества. Но многие спектакли, получавшие заветную статуэтку, и близко на эту роль не годятся. Да и вообще, пожалуй, ни на что не годятся. Поэтому последние несколько лет министр Владимир Мединский старался выстроить свое влияние на принимаемые решения, а Калягин и организаторы конкурса это, по сути, саботировали. Дошло до неприличного: некоторые «деятели» этого движения даже освистывали министра во время вручения церемонии премии. В итоге они добились своего, государство прекратило в этом участвовать. Но и такое положение тоже не понравилось руководству СТД и оргкомитету премии.

Чтобы вернуть самого щедрого спонсора, были привлечены СМИ. Например, на днях появилась откровенно ангажированная статья в Газете.ру от журналистки Алены Солнцевой. Такой вывод можно сделать на основе того, что в статье постоянно упоминается и обильно цитируется та самая заинтересованная сторона — Александр Калягин, что обычно указывает на того, кто стал «вдохновителем» материала. Ну, и общие выводы автора, путанные и размазанные, пытаются склонить общественное мнение на сторону «Золотой Маски».

Солнцева в своей статье усиленно напирает на то, что другие, альтернативные премии театральной индустрии не нужны. Да как не нужны? Если сейчас присуждает и получает «Золотую Маску» узкая прослойка театрального сообщества, то все остальные десятилетиями оказываются незамеченными. Разве это критерий общенациональной премии?

Или вот очередная похвальба устроителям: «Ее фестиваль оказался ярким событием, награды — значимыми, а организация — четкой и умелой». Ну, просто все идеально и все хорошо, никаких минусов, прям сладкий сахар — тьфу! И при этом сама автор набрасывается на критиков премии, которых оказывается много, и это далеко не последние имена в России. Так если критиков много — может все-таки что-то не так, и надо что-то менять? Или будем и дальше смотреть на гниение этой театральной рыбешки?

Ну, и в завершении нас пытаются напугать: «Плохо, что результатом такой политики никогда не будет сильное национальное искусство». Я бы сказал иначе: как бы «кровавый» Николай II и все советские, тоже «кровавые», вожди не давили дух свободы и творчества, в России было удивительно сильное национальное искусство во всех областях, практически общемировой лидер по всем показателям. И всего за 20 лет беспризорности и вседозволенности что с ним стало? На том же Западе все также рукоплещут постановкам на основе русской классики и смотрят «Лебединое озеро», а вовсе не то, за что некоторым постановщикам премии дают.

Так может хватит пускать деньги на ветер, а начать поддерживать то, что за многие десятилетия доказало свою эффективность, что взрастило множество прекрасных поколений с твердыми идеалами? А все остальное, если у него есть зритель, как вы говорите, пожалуйста, ставьте за свой счет.

Александр Бочкарев, «Свободная Пресса»

Фото: АртАртем Геодакян / ТАСС

реклама