Het Ballet: четыре балета Ханса ван Манена

25 июня на гамбургской сцене были показаны четыре коротких балета Ханса ван Манена. Так в вольном ганзейском городе представил себя Нидерландский национальный балет.

Ханс ван Манен родился в 1932 году в голландском городке Амстелвен и c тех пор поставил более ста двадцати бессюжетных балетов. Своё творческое кредо он сформулировал так: «Для меня безумно важно, чтобы в хореографии были видны люди. Между ними нечто происходит, и моя хореография должна это показать. Я ненавижу декорации. Немного танца ради желания танцевать — нет! Я хочу видеть отношения между людьми».

Характерными для ван Манена являются движения рук артистов: они поднимают руки вверх V-образным способом, а кисти рук при этом выражают вектор отношений между ними, замечает в сопроводительной статье Наталия Шмидт.

Первый балет был поставлен в 2005 году по «Вариациям на тему Фрэнка Бриджа» (1937) Бенджамина Бриттена. Именно здесь было особенно жаль, что почти все балеты шли под фонограмму. Композитор Фрэнк Бридж был учителем Бриттена, и в своих десяти вариациях Бриттен отразил различные грани его личности: например, в «Марше» — его энергию, в «Романсе» — обаяние, в «Итальянской арии» — юмор, и проч. В этом двадцатипятиминутном балете сполна проявились такие особенности хореографического стиля Ханса ван Манена, как «чистота и элегантность линий, музыкальность, наличие скрытого эротического напряжения» (так его работы характеризует Тед Брандсен, директор Нидерландского национального балета).

Фон время от времени слегка изменялся, призывая зрителей быть чувствительными к тонким нюансам и переменам: синяя и серая полоски, две серые линии, и проч. Особенно заполнилось утончённое па-де-де («Песня»), где в общем довольно абстрактном течении всплывают отдельные мелкие штрихи любовной интимности.

«Симфония Нидерландов» (1974 год) — сочинение голландского композитора Луиса Андриесона. Балет по нему Ханс ван Манен поставил в 1987 году, когда Амстердам был культурной столицей Европы. В ритмической структуре танца мелкими шагами играют друг с другом весёлость и однообразие; геометричность подчёркивают и сине-голубые костюмы, одинаковые, как ноты Андриесона.

«Сарказмы» (1981) на музыку Прокофьева посвящены сложным взаимоотношениям в паре. Поединок Игоне де Йонг и Даниэля Камарго был подан в полном соответствии с замыслом музыкального произведения: ирония и насмешка, иногда жестокая, сквозила всюду — и между персонажами, и в отношении хореографа к ним. В этом столкновении между двумя сильными личностями женщина вызывает, всё же, больше симпатии: кажется более честной и меньше строит из себя. Ханс ван Манен создал, безусловно, оригинальные характеры, но подобные отношения, без нежности и доверия, несколько пугают.

В «Пяти танго» (1977) на музыку Астора Пьяццоллы ван Манен «противопоставляет страсть, сдерживаемую в танго, холодной дистанции классической балетной техники» (Йорн Рикхоф), органично соединяя элементы аргентинского танго и приёмы академического танца.

Во всех балетах танцующие фигуры двигались на тёмной сцене, будучи словно подсвеченными изнутри; плавность и текучесть гармонично сочетались с механической точностью, и балетный вечер пролетел легко и приятно, без душевных потрясений необыкновенной красотой или невероятной глубиной.

Foto: Kiran West

реклама