Сады маэстро

Уильям Кристи и «Мнимая садовница» в КЗЧ

17 ноября Уильям Кристи вместе с ансамблем «Les Arts Florissants» привез в столицу свежий урожай молодых голосов академии «Le Jardin des Voiх» и оперу «Мнимая садовница», написанную 18-летним Моцартом. Перед началом концерта маэстро полчаса пообщался с журналистами в своей обычной манере – с достоинством и компанейски, иронично и самоиронично, с юмором и въедливостью (не приведи господь кому-то в его присутствии допустить терминологическую ошибку!).

Сады и цветы – вторая после музыки страсть Уильяма Кристи. Свой ансамбль он назвал «Цветущие искусства» (по одноименной опере Марка-Антуана Шарпантье), его образовательная программа называется «Сад голосов», а вокруг своего поместья в Вандее на северо-западе Франции он устроил настоящий сад в духе парков Франции и Италии XVII-XVIII веков. С 2006 года сад занесен в Реестр исторических памятников, а с 2013 этот комплекс стал международным культурным и артистическим центром, где проводятся фестивали и занятия молодых певцов.

«Я был учителем, профессором Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца. Я оставил этот пост в 1996 году, поскольку ансамбль «Цветущие искусства» стал занимать гораздо больше места в моей жизни. …И после того, как я ушел из консерватории, я вдруг понял, что несчастен от того, что перестал заниматься преподаванием и потерял контакт с молодежью. Вместе с директором «Цветущих искусств» я начал обсуждать, что можно сделать. Так родился «Сад голосов» (У. Кристи).

«Сад голосов» существует с 2002 года, отбирая молодых (до 30 лет) певцов со всего мира, обучая в течение месяца, а затем отправляя в мировой тур. Музикферайн в Вене, Концертный зал Чайковского в Москве, Парижская филармония, Линкольн-центр в Нью-Йорке – репутация «Les Arts Florissants» дает юным артистам ключи от всех дверей. «Я не знаю, кто там сверху на нас смотрит, но кто бы там ни был, очевидно, что мы ему нравимся,» – говорит Уильям Кристи.

Наблюдать за Кристи-педагогом не менее увлекательно, чем за Кристи-дирижером. На доступных видео мастер-классов Джульярдской школы видно, как он работает над произведением. С одной стороны, как будто точно знает, чего хочет, а с другой – как будто все время находится в поиске. Кристи музыкантов не поучает, а приглашает прогуляться вместе с ним в поисках решения проблемы. «А где, кстати, жил Вивальди?» – и начинается детективное расследование, в конце которого откроется тайна партитуры.

Судьба оперы Моцарта «Мнимая садовница» – тоже детектив. Автор либретто неизвестен. Жанр – прихотлив (хотя это комическая опера, в ней есть фрагменты оперы сериа, пасторальность, лирика и трагедия). После успешного представления в 1775 на карнавале в Мюнхене опера исчезла, часть партитуры была утеряна, речитативы первого действия бесследно пропали, а то, что осталось, превратилось в немецкий зингшпиль и отправилось кочевать по разным театрам. Лишь в середине ХХ века была обнаружена полная рукопись партитуры и опера вернулась на сцену в первозданном виде.

Сюжетная канва – не просто детектив, а уже криминал. Маркиза Виоланта, которую из ревности пырнул ножом возлюбленный, выжила и, переодевшись садовницей, ищет способа отомстить. Любовные пары господ и слуг составляются и перепутываются, главные герои сходят с ума, но в конце, разумеется, побеждает любовь. Из всех жанровых и музыкальных головоломок Моцарт выпутывается играючи, как будет делать потом в «Свадьбе Фигаро», «Дон Жуане» и «Так поступают все» – частички этих опер тут и там рассеяны по партитуре.

«Мнимая садовница» была выбрана для 9-го выпуска «Сада голосов», да и для слушателей, в педагогических целях.

«Знаете, что мне не нравится в Моцарте и Бетховене? Сейчас, когда исполняют Моцарта, ищут великих солистов. Это прекрасно, когда у нас есть знаменитые певцы, но солист Моцарта отличается от солиста Верди или Вагнера. Например, что главное в опере «Так поступают все»? Вы скажете, там отличные арии. Но я думаю, что ансамбли и финал – это Моцарт просто небесного уровня… Проблема с ансамблями в большинстве оперных домов, когда они ставят Моцарта – вместо музыки звучит какофония. По одной простой причине: каждый солист слушает себя, не имея представления о том, что такое петь вместе. Сейчас я скажу вещь, которая возможно приведет вас в бешенство. Я не могу слушать финал девятой симфонии Бетховена, где четверо грандиозных оперных певцов, выплевывая свои легкие наружу, пытаются спеть квартет. Возникает ощущение, что это соревнование: кто самый громкий. Это не годится и для Моцарта. Надеюсь, сегодня вы услышите иной подход» (У. Кристи).

Гипотеза этой лабораторной работы: «Моцарт – последний великий композитор мадригалов». Именно в духе изысканной формы итальянского музицирования XVII века решено исполнение «Мнимой садовницы», прозвучавшее в КЗЧ.

Интернациональный состав солистов из Австралии, Сербии, Бельгии, Франции, Германии и Британии сформировал легкий, кокетливый, озорной ансамбль. Всех молодых артистов отличает удивительная сценическая свобода. Начиная от обращения к зрителям в начале («Ну что, все понятно?» – на русском поинтересовался тенор Сретен Манойлович, закончив вводить публику в курс дела) и заканчивая буйными танцами во время сцены безумия (фантасмагорический хаос, в котором певцы умудряются не терять звукового баланса). В составе солистов выделялась маркиза-садовница Мариасоле Майнини, уверенно состязающаяся в концерте с инструментами, и контртенор Тео Имар в роли молодого дворянина Рамиро – думается, мы еще услышим на мировой сцене его звонкий, ясный, освежающе-прохладный сопрановый голос.

Юные голоса расцветали на сцене в обрамлении ансамбля «Les Arts Florissants» – идеально сбалансированного, игривого, грациозного, перетекающего от аффекта к аффекту и от сцены к сцене изящными танцевальными па.

Небольшой ансамбль, общая страсть, вдумчивое отношение к музыке – из этих зерен может вырасти многое. То, что начиналось в 1979 году как экзотика, собрание горстки единомышленников, зарывшихся в пыльные партитуры XVII-XVIII веков, в руках умелого садовника расцвело в огромную институцию: два международных фестиваля, образовательные проекты, библиотека пластинок и партитур, памятник архитектуры и культурный центр. В 2018 году был создан Фонд «Цветущие искусства – Уильям Кристи».

«Этот фонд я создал два года назад и отдал ему все, что у меня есть. Для того, чтобы работа, которую мы ведем с «Les Arts Florissants», могла продолжаться. Центр этого фонда – мой дом и мой сад, и деревня, в которой находятся мой сад и дом. Фонд объединяет все, чем мы занимались на протяжении последних 40 лет. Чем мы занимались? Концертами с оркестрами, хорами и солистами. Музыковедческими исследованиями и публичными прослушиваниями. Мы делали и делаем все возможное, чтобы работы неизвестных композиторов стали известны. И больше всего мы озабочены тем, что называется передачей опыта. Мы растим инструменталистов, предоставляем экспертную помощь ансамблям, проводим теоретические изыскания. …Так что, если вы знаете каких-то молодых людей, которым нужна помощь, отправляйте их ко мне» (У. Кристи).

В конце 2019 года ансамбль отпразднует 40-летний юбилей, а его бессменному руководителю 19 декабря исполнится 75 лет. Но в душе этим артистам, похоже, всегда будет восемнадцать.

Фото предоставлены отделом информации Московской филармонии

реклама

вам может быть интересно

Лирика и проза Бориса Блоха Классическая музыка