|

Реквием Джузеппе Верди открыл VIII Крещенский фестиваль в «Новой опере»

19 января 2021 года исполнилось 75 лет со дня рождения дирижера, основателя московского театра «Новая опера» Евгения Колобова. В память о нем каждый год 19 января – в День рождения маэстро и в православный праздник Крещения Господня – театр открывает свой «Крещенский фестиваль», в котором участвуют оркестр и хор театра, лучшие певцы труппы и приглашенные звезды. Фестиваль – уникальная площадка, где показываются самые успешные спектакли, концертные исполнения опер, опробуются в концертной версии произведения, впоследствии обретающие сценическое воплощение или так и остающиеся бесценным однократно исполненным раритетом, а также представляются зрителю масштабные вокально-хоровые неоперные произведения и камерные программы.

Реквием Верди относится к числу опусов, традиционно появляющихся в программе фестиваля пусть не каждый год, но время от времени, в прочтении разных дирижеров. Сам Евгений Колобов с коллективом театра обратился к этому произведению еще в 1999 году, а в 2001 записал «Реквием» на диск.

Нынешний главный дирижер «Новой оперы» Александр Самоилэ в программе фестиваля дирижировал Реквиемом Верди впервые и представил непохожее на предшественников прочтение. На интерпретацию и зрительское восприятие, безусловно, наложила свой отпечаток и обстановка пандемии, общий подавленный эмоциональный фон, гулкое эхо зала, заполненного только на нормативные 25 %, и напряженное ожидание выхода из невыносимой неопределенности. Дирижер своей интерпретацией надежду на этот выход нам, безусловно, подарил. У Александра Самоилэ эта музыка, прежде всего, — музыка великого композитора Верди, горячая, чувственная, одновременно и титанически-сильная, и сентиментальная, и при этом очень-очень «человеческая». Дирижер показал себя как сторонник больших динамических контрастов, piano у него – тихое до дрожи, а fortissimo обрушивается на слушателя с фатальной мощью. У него мало созерцания и философии, а музыка, и без того оперная, по своей сути, в его трактовке отражает не столько даже духовные искания и мольбы, сколько переживания и страдания человека – одинокого, сопротивляющегося и обретающего просветление после испытаний. Так похоже на всеобщее сегодняшнее состояние, не так ли? Удивляет и вдохновляет, насколько по-новому каждый раз звучит оркестр, в который раз исполняющий этот «Реквием», но открывающий его нам с другой стороны.

Высокой похвалы достоин и хор театра (хормейстер Юлия Сенюкова), прозвучавший в этот вечер ярко, четко и сбалансированно. Впрочем, к такому многочисленному коллективу даже как-то неловко применять слова «хор театра» – это большой полноценный академический состав, лучшее украшение «крещенских фестивалей» и оперных спектаклей, оплот многолетней традиции и школы.

И если уж Реквием взялись трактовать как трагическую судьбу личности в непереносимых обстоятельствах, неординарными личностями должны были стать и солисты. Квартет подобрался очень высокого уровня: сопрано «Новой оперы» Зарина Абаева, ведущая меццо-сопрано Большого театра (но не забывающая и свою альма-матер «Новую оперу») Агунда Кулаева, тенор Большого и «Новой оперы» Алексей Татаринцев и бас «Новой оперы» Евгений Ставинский. Они очень хорошо соответствовали друг другу по подходу к звукоизвлечению и превосходно звучали именно как ансамбль, как содружество ярких голосов.

Что касается сольных номеров, безусловное первенство следует отдать Агунде Кулаевой. Гибкий, легко штурмующий сложности этой партии голос, красота тембра, прекрасная проработанность материала, вдумчивость и осмысленная подача, разнообразие звуковой палитры и немалая вокальная выносливость – все это сделало певицу безусловным лидером исполнения. Не менее прекрасна певица и в ансамблях, она мастерски держит баланс, в том числе эмоциональный, и не превращает вокально-хоровое произведение в опус для солирующей меццо с хором и оркестром, хотя, наверное, при желании могла бы.

Сопрано Зарина Абаев понравилась несколько меньше, у нее преобладает силовая подача звука, превращающая молитву в требование, а страдающую вердиевскую героиню – в Валькирию, и такой подход пару раз поставил ее в довольно трудное положение на участках, где требовалось трепетное и полетное pianissimo. Лучшим номером от нее был, как ни парадоскально, не сольный финал с хором, а дуэт с меццо, интерпретированный в каком-то даже чуть французском стиле, спетый прикрытым, округлым, очень красивым звуком.

Тенор Алексей Татаринцев, напротив, провел партию в чисто итальянском духе, пел сладко, звонко, безупречно по интонации и по передаче стиля исполняемого произведения.

Бас Евгений Ставинский звучал мощно, основательно, иногда чуть излишне широко (или это так кажется на контрасте с принятым сегодня выхолощенным звучанием субтильных европейских басов?) В театре Ставинский поет Верди нечасто, а жаль – в произведениях этого композитора явно есть где применить возможности русского баса.

Фестивальный Реквием исполняли без элементов театрализации и художественного оформления, просто как концерт, но в финале за спинами артистов хора появилась видеопроекция фото маэстро Евгения Колобова в процессе работы. И в этом, как показалось, тоже было нечто важное, сказанное о том же самом – о роли личности, о собственном выборе человека перед лицом судьбы и непреодолимых обстоятельств, о силе и ответственности.

Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения
Автор

реклама