Берлиоз. Реквием

Requiem, Op. 5

Композитор
Год создания
1837
Дата премьеры
05.12.1837
Жанр
Страна
Франция
Гектор Берлиоз / Hector Berlioz

Grande Messe des morts

Состав исполнителей: тенор, хор (210 человек), оркестр, 4 оркестра медных духовых инструментов за кулисами.

История создания

Середина 1830-х годов — время расцвета творчества Берлиоза. Он заявил себя ярким новатором в разных жанрах — программной симфонии с солирующим альтом «Гарольд в Италии», опере «Бенвенуто Челлини». Настала очередь оратории. В 1837 году правительство объявило об установлении ежегодного траурного празднества в память всех погибших за «Три Славных Дня в июле» революции 1830 года. Сам Берлиоз, тогда ученик Парижской консерватории, в последний день с пистолетом в руке бросился к еще не разобранным баррикадам и был в полном отчаянии, что не успел принять участия в боях.

Предшествующие два дня он просидел взаперти, принимая участие в других боях — за высшую консерваторскую награду, Римскую премию. Помимо жертв 1830 года, траурная церемония в Доме Инвалидов отмечала еще одну годовщину: в июльские дни 1835 года во время смотра Национальной гвардии, «посвященного памяти погибших в революцию», жертвой покушения на короля Луи Филиппа стал один из генералов.

Первоначально на празднестве предполагалось исполнение Реквиема Керубини, однако он, директор консерватории, благородно отказался представить только что законченное сочинение, узнав о кандидатуре бывшего воспитанника консерватории Берлиоза, хотя его творчество отстояло на целую эпоху от идеалов Керубини. Кандидатура Берлиоза была утверждена далеко не сразу, но все же он получил «давно желаемую добычу» — заказ на сочинение Реквиема (см. Реквием Моцарта). Композитора опьяняла одна мысль о Dies Irae — картине Страшного Суда. Берлиоз сразу же представил ее в грандиозном звучании 500—600 исполнителей: «Голова моя кипела, у меня начались головокружения». Работа шла быстро, причем Берлиоз надеялся, что его «партитура будет достаточно великой». Первое упоминание о Реквиеме относится к 8 марта 1837 года, пометка об окончании — 29 июня. Для раздела Tuba mirum (Вострубит труба нам звоном) Берлиоз использовал часть Resurrexit (Воскрес) из Мессы — одного из первых своих крупных сочинений (1825). С этой частью у композитора были связаны волнующие воспоминания о первом авторском концерте 16 мая 1828 года. После ее исполнения оркестр и хор устроили Берлиозу, сидевшему в оркестре, овацию, и он разрыдался, «распростертый на лаврах», готовый закричать, услышав собственную музыку: «Как это чудовищно, колоссально, ужасно!» Реквием же он считал вершиной своего творчества: «Если бы мне угрожала гибель всех моих произведений, я просил бы пощады для Реквиема».

Исполнение Реквиема в дни годовщины, вскоре по завершении, не состоялось, хотя Берлиоз уже проводил репетиции. По его словам, «политика вмешалась и навела порядок — правительство Луи Филиппа испугалось большого скопления народа в одном месте и самого характера церемонии... У меня украли мое настоящее и мое будущее». Лишь полгода спустя, 5 декабря 1837 года композитор, добился исполнения Реквиема в Доме Инвалидов, но уже по совершенно иному поводу: на траурном богослужении памяти «всех храбрых, павших вместе с главнокомандующим при взятии Константины в Алжире». Все в этой церемонии было грандиозным. «Вид церкви был прекрасен; в глубине, под куполом, три длинных луча падали на приготовленный катафалк и заставляли хрустальные люстры сиять особым светом. Все знамена, взятые у неприятеля, пробитые пулями, были установлены на верху церкви и спускались вниз», — писал современник. На исполнение было отпущено 15 тысяч франков, из них около 4 получил Берлиоз (пресса писала о 70). Число музыкантов доходило до 420. Дирижировал Франсуа Габенек, создатель первого во Франции симфонического оркестра.

Музыка

Реквием — одно из наиболее типичных сочинений Берлиоза. Поражают его монументальность и красочность, потребовавшие необычного по величине и составу оркестра. Огромное число ударных: 8 литавр, 2 больших барабана, 4 тамтама, 10 пар тарелок. Невероятное количество медных инструментов входит в 4 закулисных оркестра: 4 корнета, 4 тромбона, 2 тубы в первом; по 4 трубы и тромбона во втором и третьем; в четвертом к ним добавлены еще 4 офиклеида. Исполнителей на струнных — 108 человек, из них 18 на контрабасах; в хоре — 210. Развернутые, крупномасштабные части написаны только для хора, нет ни арий, ни ансамблей. Лишь в одной части солирует тенор, но и это соло, согласно авторскому примечанию, «может быть спето 10 тенорами в унисон». Так что при всей красочности и драматизме Реквием очень далек от оперности. Нет в нем и широко распевных, задушевных мелодий, зато немало угловатых, хроматизированных вокальных тем, нередко используется речитация на одной ноте, подобная еле слышной молитве шепотом.

Все эти черты сосредоточены в 1-й части, Requiem et Kyrie (Вечный упокой и Господи помилуй), где приглушенные хроматизированные темы подвергаются сложному полифоническому развитию. 2-я часть, Dies irae (День предстанет в гневной силе), грандиозная фреска Страшного Суда, начинается негромко и бесстрастно, перекличкой одноголосных тем оркестра и женского хора (только сопрано), пока покой не взрывается бурей хроматических пассажей. Второй раздел, Tuba mirum (Вострубит труба нам звоном), — наиболее красочный и оригинальный: 4 оркестра медных инструментов в разных концах зала образуют, по авторскому определению, «звуковой поток», заполняя все пространство; гневные возгласы басов в унисон сопровождаются ударами большого барабана, затем — тамтамов и тарелок. 4 оркестра звучат и в 6-й части, Lacrimosa (Слезный этот день настанет), самой развернутой и контрастной: грозным бурям противостоят тихая мольба, светлая надежда. Необычна 7-я часть, Офферторий (Приношение даров), которому Берлиоз дает подзаголовок «Хор душ чистилища»: скромная тема канонически развивается у струнных, а хор в унисон бесконечно повторяет два слова молитвы Domine Jesu (Господи Боже Христе); этот вздох вечно длящейся муки замирает в конце, в едва слышном пиано-пианиссимо. Необычна и трактовка 9-й части, Sanctus (Свят) — самой лирической, просветленной, чистой: солисту-тенору, поющему преимущественно в верхнем регистре, отвечает «очень нежно» (авторская ремарка) трехголосный женский хор.

А. Кенигсберг

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Баллады Фортепианные

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи

Реквием 12.01.2011 в 12:02

рекомендуем

смотрите также

Реклама