Piano Concerto (fis-moll), Op. 20
В 1896 году 25-летний Александр Скрябин вернулся из заграничного турне, организованного издателем и меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым, и буквально на одном дыхании написал свой единственный Концерт для фортепиано с оркестром. В его композиторском багаже было уже немало салонной фортепианной музыки, но с оркестром Скрябин имел дело практически в первый раз.
В трех частях концерта применены разные модели взаимоотношений участников. Во второй части, написанной в форме вариаций, оркестр аккомпанирует роялю, в третьей – соперничает с ним. В первой же части оркестровые инструменты будто становятся продолжением струн фортепиано. Оркестр постепенно присоединяется к звучанию рояля, подхватывает его и возносит к мощным кульминациям.
Музыка первой части окрашена глубоким пессимизмом. Скрябин выбрал ту же тональность, что и Рахманинов для своего Первого концерта – фа-диез минор, тональность ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Партия фортепиано написана максималистски – едва наберется два десятка тактов, где бы рояль молчал. В финале не раз слышится «польский акцент» – отзвуки мужественных и блестящих страниц музыки Шопена. А в меланхоличных эпизодах Скрябин вдохновляется «секвенцией Татьяны», которой открывается «Евгений Онегин» Чайковского.
А. Булычёва