Власть мастей, переходящая в любовь

Мюзикл «Дама Пик» на сцене Театра ЛДМ

В театре Ленинградского дворца молодежи (ЛДМ) прошёл показ мюзикла «Дама Пик». Этот спектакль не из репертуара Театра ЛДМ, он продукция АНО «Глас Муз». Авторы музыки — Сергей Рубальский, он же музыкальный продюсер, Антон Танонов, Артем Петайкин и Евгения Долгова. Но всё же без музыки оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» не обошлось: её темы и мелодии очень узнаваемы в мюзикле, но, тем не менее, музыка мюзикла самостоятельная и, не исключено, что с будущими хитами.

Без повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина тоже не обошлось, но авторы текстов — Софья Стрейзанд, Игорь Шевчук при участии Евгения Фридмана и Лизы Васильевой — создали по её мотивам произведение с иным сюжетом, с акцентами не столько на любви, хотя куда ж без неё, сколько на мистике и предыстории.

Несмотря на ковид, QR-коды, неудобное расположение ЛДМ, снежные завалы на улицах и прочие «радости», театр был полон. А если бы в зале были ложи, я написала бы вслед за Пушкиным, что «ложи блещут». Да, ещё: те, кто считает, что молодежь мало ходит в театр, сходите на «Даму Пик», процентов 70 зрителей — именно молодежь, причем пришедшая не потусоваться, а именно смотреть спектакль. И смотрела, не отрываясь, и было на что.

Радовали глаз прекрасные декорации – и жёсткие (Антон Румянцев), и видео (Ляля Воронкова, Игорь Шварц). Костюмы роскошные и очень выразительные, стилизованные под исторический период действия, они подчеркивали характеристики персонажей (художники по костюмам Анастасия Рожекки и Лариса Погорецкая). Спектакль шёл под фонограмму.

Начинается действие с пролога, где в Летнем саду Санкт-Петербурга после бурной ночи в игорном доме друзья обсуждают игру. Их новый знакомый, приехавший из Парижа, рассказывает историю, которая переносит действие в Париж XVIII века.

В первом акте завязывается интрига. На балу у маркизы Дюфре идет игра. Среди гостей – русский граф Петр Чарский (Ярослав Шварёв) с дочерью Натальей (Анастасия Вишневская), необыкновенной красавицей. Граф Сен-Жермен (Ростислав Колпаков) предсказывает ей, что скоро она будет нуждаться в его помощи и согласится принадлежать ему за некую тайну трех карт. Тем временем Чарский проигрывает в карты всё свое состояние и ставит на кон руку своей дочери. Герцог Нуаре (Антон Авдеев) выигрывает — Наталья должна стать его женой. Граф Чарский не пережил потрясения от проигрыша. А для Натальи Чарской идея отыграть свою свободу и состояние становится навязчивой.

Дворец Сен-Жермена. Граф готов назвать Наталье выигрышную комбинацию из трех карт, в этом случае она вступит в сделку с колодой и всегда станет выигрывать в любой игре. Однако за такой подарок она заплатит немалую дань: станет рабыней карт и, подчиняясь их законам, будет обречена приносить лишь несчастья и смерть тем, кто полюбит её. У графа Сен-Жермена собираются великосветские гости для игры. Натали появляется в маске. Герцог Нуаре просит незнакомку снять маску. Та соглашается, но в обмен на партию в «фараон». Нуаре проигрывает и теряет всё, что выиграл у Чарского. Наталья снимает маску, и Нуаре, поняв, что она потеряна навсегда, стреляется. Наталья потрясена: она осознает бремя своей роли — роли Дамы Пик. Граф Сен-Жермен ликует, но Наталья проклинает его.

Во втором акте действие возвращается в Летний сад. В рассказчике мы узнаем графа Сен-Жермена. Его история производит сильное впечатление на молодого офицера Германна (Антон Авдеев). Он влюблен в молодую особу, которую ждёт сейчас в Летнем саду, не зная, что она — воспитанница той самой графини. Граф Сен-Жермен, вновь встретившись лицом к лицу с постаревшей Чарской, в последний раз предлагает ей вернуть молодость и стать его вечной спутницей, выполнив своё предназначение — передать тайну трех карт дальше, но Наталья не хочет новых жертв.

Дворец Дамы Пик. Графиня боится, что воспитанница Лиза (Наталья Фаерман), которую она искренне любит, повторит ее ошибки, поэтому старается уберечь ее от страстей и уже выбрала ей жениха — богатого князя Елецкого (Роман Никитин). Лиза умоляет Наталью Петровну не отдавать ее за нелюбимого, но графиня непреклонна. Из разговора с Лизой Германн узнает, что ее родственница — та самая графиня Чарская. Он проникает в покои графини. Она поражена, насколько Германн похож на герцога Нуаре, но отказывается раскрыть ему тайну трех карт, т.к. знает ее страшную силу. Графиня умирает, Лиза убеждена, что Германн охотился только за тайной трёх карт.

Во сне Германну является графиня. По велению Колоды графиня вынуждена назвать ему три выигрышных карты. Классический финал этой истории известен. Но мюзикл неожиданно заканчивается хэппи-эндом: когда Германн в игорном доме вытягивает вместо туза даму пик, вдруг появляется образ графини в молодости, и она спасает всех от проклятия. Сияют улыбками Германн и Лиза. Да здравствует любовь! А зачем тогда предшествующие тайны, колода мистики и прочие захватывающие дух обстоятельства?

Замечательный тенор Антон Авдеев выступил сразу в двух ролях — герцога Филиппа Нуаре и военного инженера Германна. Оба — в сильной власти любви. Но если у Филиппа — искренняя любовь к юной красавице Наталье Чарской, то у Германа — любовь-страсть, любовь-средство для достижения цели, и он не знает точно — любовь ли это вообще или маниакальное желание узнать недоступную тайну.

Великолепно играет графиню Чарскую в двух возрастах Анастасия Вишневская. Особенно поражает и покоряет её образ старой графини: присгорбленная временем, иссохшаяся, но знающая свою тайную силу и привыкшая покорять, она понимает, что время её почти исчерпано. И разговаривает с Германном каким-то таинственно-потусторонним голосом.

Очень интересно поданы масти колоды, причём и их костюмы, и пластическое решение. А отличный актёрский состав ставит на мюзикле «Дама Пик» крепкий знак качества.

Авторы фото — Наталья Иванова и Дмитрий Ахмеров

реклама