Подневольный стрелок

Заметки об эстетике Дмитрия Чернякова на материале одного спектакля Баварской оперы

«Вольный стрелок» К.-М. Вебера (1821) — произведение, очень важное для истории немецкого самосознания, поэтому любое её прочтение в германоязычном культурном пространстве — прогулка по минному полю национальных чувств и комплексов.

Дмитрий Черняков заменяет среду зажиточных селян на корпоративную среду, сохраняя посыл и смысл оригинальной партитуры: и там, и тут человеческая жизнь — лишь ресурс, используемый для решения внутригрупповых задач (семья это, корпорация или профсоюз, — неважно). И там, и тут главный герой Макс не является по сути вольным стрелком: он вынужден участвовать в конкурсе за право быть с любимой женщиной, что абсурдно, доказывая свою профпригодность.

В оригинале стрельба по птичкам, в концепции режиссёра — стрельба по людям. В оригинале волшебные пули — смертоносные, в концепции режиссёра — холостые. В оригинале — деревня, лес, овраг, милый сельский карнавальный идиотизм, в концепции режиссёра — корпоративный ритуал.

Тем, кто знаком с историей немецкой оперы, это декоративное жонглирование сюжетными деталями — как вращение яиц: что профиль, что анфас — разницы никакой. Тем, кто пришёл знакомиться с многослойным, стилистически неровным и крайне неудобным для понимания произведением Вебера, — вообще ничего не понятно, потому что текст, звучащий под музыку большого немецкого композитора, никак не помогает разобраться с происходящим на сцене.

Вебер — это музыка, чуть меньше — вокал, и совсем чуть-чуть мрачноватой драматургии.

Оркестр под управлением маэстро Лотара Кёнига звучал импульсивно, ярко, громко, романтически убедительно. Исполнители главных партий Балинт Сабо (банкир-манипулятор Куно), Юлия Кляйтер (романтическая дама не от мира сего Агата), Мириям Месак (влюблённая в работодательницу служанка Агаты Аннушка), Николас Браунли (негодяй-банкрот Каспар) и Эрик Каттлер (миролюбивый Макс) составили прекрасный вокально-театральный ансамбль, рассказывавший какую-то невнятную историю о том, как плохо использовать этически не чистоплотные средства для достижения личных целей.

Поскольку спектакль идёт без антракта 2 часа 15 минут, эта удивительная по своей новизне мысль не так чтобы нервировала, но вызывала всё же лёгкую досаду нравоучительной пустотелостью на фоне гиперуспешной контрстратегии. Ведь судя по интерьерам финансового учреждения, в которое поместил бидермайерский сюжет «Вольного стрелка» Дм. Черняков, именно низость и безжалостность — главный путь к процветанию и успеху.

Ну и зачем тогда огород городить? Чтобы полюбоваться блестящим умением режиссёра работать с дизайном интерьеров? Не велика ли цена — куча денег и три часа жизни в обмен на то, что домой не унесёшь?

Конечно, Дмитрий Черняков выдающийся сценограф, и, если вы посмотрите на его спектакли не как на психологические инсталляции [1], а как на инсталляции сценографические [2], радости вашей не будет предела: это всегда эстетично. Сценография у Чернякова почти всегда на высоте, в отличие от костюмов.

Но и здесь постоянный костюмер режиссёра Елена Зайцева, видимо, нашла купоны на распродажу в «Хирмере» (известном мюнхенском магазине приличной мужской одежды), а потом неожиданно открыла для себя «Оберполингер» (известный мюнхенский же магазин модных брэндов), в результате на сцену было смотреть не больно, но всё ещё утомительно скучно. Поэтому по собственной воле на этого подневольного стрелка, в котором, если ты не немец, ни мысли, ни смысла, — наверное, идти всё-таки не стоит. Если только вы не являетесь невольным поклонником всего, что предлагает к просмотру глубоко уважаемый режиссёр.

Примечания:

1) Режиссёр ни одну роль ни в одном своём спектакле не продумывает и не доделывает до конца, явно теряя интерес к персонажу сразу после инсценировки программной арии или сцены.

2) Спектакли Чернякова нужно воспринимать так же, как замки короля Людвига II Баварского, который строил их как декорации для театра одного актёра и зрителя одновременно. В этой связи нельзя не вспомнить замечательную фразу Дм. Чернякова: «Я бы зрителей в зал пускал только во время антракта».

Фото: © W. Hösl

реклама

вам может быть интересно