Новое слово о свободе

«Летучий голландец» в Зальцбургском Ландестеатре

У большинства меломанов австрийский Зальцбург ассоциируется либо с гениальным Моцартом, либо с летним фестивалем, на котором никогда не исполняют вагнеровские оперы. Именно поэтому постановка «Летучего голландца» Р. Вагнера на сцене Земельного театра стала заметным событием.

Несмотря на то, что сложная и многослойная партитура Вагнера создала некоторые трудности для медной группы «Моцартеуморкестра», работа этого выдающегося коллектива под управлением Лесли Суганандараджи была наполнена настоящей страстью и вниманием к деталям.

Исполнители главных партий в этом спектакле оказались не только яркими звёздами на небосклоне репертуарного межсезонья Австрии, но и настоящим подарком подлинным вагнерианцам.

В партии Голландца выступил именитый вагнеровский баритон Дерек Велтон. Густой тембром голос, насыщенный обертоновыми оттенками, смелая фразировка, выверенная актёрская игра создали живой образ настоящего вагнеровского героя с неизменной романтической импульсивностью, непоследовательностью и опасной одержимостью. Д. Вельтон показал измученного предубеждениями человека, который, идя на поводу у внутренних бесов, губит сам себя.

Но в режиссёрской концепции Карла Филиппа фон Мальдегема спасение оказывается неизбежным.

Настоящим открытием вечера стала исполнительница партии Сенты Магдалена Хинтердоблер. Певица продемонстрировала яркий, звонкий тембр, запредельно мощные и точные верхние ноты, взрывавшие фейерверком представления об исполнительских возможностях в этой партии. Выразительная фразировка и пёстрая палитра актерских приёмов от комически нелепых штрихов до авантюрной дерзости превращали вагнеровскую сельскую прядильщицу в современную девушку, готовую биться за свою мечту.

Важным развитием сюжета становится нежелание Сенты расставаться с жизнью, чтобы доказать свою верность человеку, который её совсем не знает. В спектакле Мальдегема Сента сначала отмахивается от истерических обвинений, звучащих из уст Голландца, а потом просто берёт его за руку и уводит из мира условностей, зависимостей, проклятий и прочих фантомных ограничений.

Эта новая Сента напоминает нам о том, что все поведенческие паттерны, удушающие нашу волю и лишающие нас желаний, – такой же выдуманный мир, как и мир опер Рихарда Вагнера. Именно поэтому роскошный финал, в котором счастливые герои покидают фестивальный комплекс, освобождаясь от действия театрально-социальных условностей, трогает до слёз.

Превосходно прозвучал в партии Даланда Мартин Зуммер, создав реалистичный образ торгаша, готового продать родную дочь. Великолепна была Кэти Ковентри в партии Мари. Александр Хюттнер блестяще исполнил партию Рулевого. Люк Синклер создал удивительно трогательный комический образ Эрика.

Драгоценным компонентом спектакля является сложная сценография Штефани Зайтц, главным решением которой стали видеоинсталляции с изображениями разных состояний морской стихии – от дождливой ряби до лучезарного штиля. Это логично и эстетично и подчинено созданию живого, дышащего пространства, в котором, впрочем, не так просто существовать вокальному ансамблю. И здесь нужно отметить прекрасную работу хора Земельного театра и Венского хора Филармония.

Новый «Летучий голландец» в Земельном театре Зальцбурга – это не просто понятный и эмоционально живой Вагнер: это спектакль об освобождении нашего сознания от власти деструктивных программ, порабощающих волю и вызывающих недоверие к тем, кому мы по-настоящему дороги. Режиссёр Карл Филипп фон Малдегем напоминает нам, что единственным средством этого освобождения является взаимная любовь – чувство, помогающее пережить любые катаклизмы, кризисы и штормы.

Автор фото — Tobias Witzgall

реклама

вам может быть интересно