Музыкальный подарок из Пезаро

Filarmonica Gioachino Rossini в Москве на Фестивале Ростроповича

В 2019 году при посещении 40-го Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро автор настоящих заметок даже и предположить не мог, что после того вояжа наступит длительный перерыв, затянувшийся по сию пору. Поездки на фестиваль музыки Россини на его родине стали – начиная с 2001 года – своеобразным ежегодным ритуалом, отменить который было решительно невозможно! Однако отменила его сама жизнь: сначала этому способствовала пандемия COVID-19, а затем и международная геополитическая ситуация, обусловленная началом осуществляемой Россией СВО, которая всё еще находится в активной фазе.

Филармонический оркестр Джоаккино Россини (Filarmonica Gioachino Rossini [FGR]) в 2014 году – практически в год своего основания – стал одним из резидентов Россиниевского оперного фестиваля в Пезаро, и, несмотря на санкции, приезд этого коллектива из Италии в Россию для участия в XV Международном фестивале Мстислава Ростроповича оказался для рецензента самым настоящим музыкальным подарком c родины Россини! Всё дело в том, что в 2014–2019 годах сей оркестр довелось слышать во многих фестивальных проектах – и в оперно-театральных, и в концертных, и поэтому с приездом итальянских «филармоников» создалось ощущение, что «кусочек» Россиниевского фестиваля оказался в осенней Москве.

В 2014 году в ежегодной брошюрке-справочнике фестиваля под названием «Артисты» («Gli Artisti») с полной номенклатурой солистов, хоровых и симфонических коллективов на текущий год можно было прочесть следующее: «FGR был создан в 2013 году по инициативе Микеле Антонелли и Паоло Марцокки. Сформированный из музыкантов с международным опытом, FGR дебютировал – и это был выбор самогó оркестра – в Пезаро под управлением итальянского дирижера Карло Тенана с программой из произведений Россини, Бриттена и Мендельсона (Auditorium Pedrotti Консерватории Россини, 21 февраля 2014 года)».

Микеле Антонелли (1965–2023) – известный в Италии флейтист, оркестровый музыкант. Паоло Марцокки (род. 1971) – пианист и композитор. Этот тандем итальянцев – выпускники Консерватории Россини в Пезаро. С 2015 года пост главного дирижера FGR занял один из наиболее известных и знаменитых дирижеров итальянской классической школы Донато Ренцетти (род. 1950), с приходом которого начался новый важный этап в жизни коллектива. Функции президента и художественного руководителя оркестра с 2017 года осуществлял Микеле Антонелли. Навыки дирижерской профессии он постигал под руководством Донато Ренцетти: с FGR маэстро Антонелли провел ряд концертов, осуществив цикл видеозаписей.

На сегодняшний день FGR завоевал прочную репутацию, выступая как в Италии, так и за ее пределами, а его россиниевская коллекции на фестивале в Пезаро за шесть сезонов с 2014 по 2019 год (период, о котором рецензент может судить по собственному опыту, а не понаслышке) с разными дирижерами пополнилась операми «Путешествие в Реймс», «Турок в Италии» и «Деметрио и Полибио». С маэстро Донато Ренцетти в 2015 году в нее вошли также «Messa di Gloria» и кантаты «Смерть Дидоны» и «Жалоба Гармонии на смерть Орфея», а в 2019 году – редко исполняемая в наше время кантата «Благодарность» («La Riconoscenza»). На счету оркестра и ряд концертов в рамках фестиваля с участием певцов-солистов, и при исполнении музыки широкого спектра эпох и стилей визитной карточкой FGR, несомненно, является музыка Россини, в которой коллектив стремится открыть малоизвестные для широкой публики страницы.

В этом нетрудно было убедиться и на московском концерте с новым художественным руководителем коллектива Лукой Марией Тестой, еще одним учеником Донато Ренцетти. До назначения на этот пост он был руководителем Театра Верди в Сан-Северо (Италия), а также руководителем и консультантом Национального симфонического оркестра Парагвая. Свой нынешний пост маэстро занял спустя чуть более года после кончины Микеле Антонелли, и о новом назначении было объявлено в январе нынешнего года. До этого важного этапа в своей карьере маэстро Теста побывал за дирижерским пультом оркестров ряда итальянских и зарубежных театров, а также осуществлял активную преподавательскую деятельность.

Главным дирижером FGR на сегодняшний день остается Донато Ренцетти, так что при назначении на пост художественного руководителя этого коллектива Лука Мария Теста не скрывал волнения: «Меня пригласили сотрудничать, и я был очень рад прежде всего потому, что этот оркестр всегда отличался особым музыкальным стилем и качеством игры, поистине насыщенным звучанием. Как раз звучание и отличает каждый оркестр, а в случае FGR это связано с тем, что его главный дирижер Донато Ренцетти – один из величайших дирижеров мира. А заменить маэстро Антонелли будет непросто, но FGR – большая семья, принявшая меня очень тепло, и мы с энтузиазмом пройдем совместный путь. Свои задачи я вижу весьма ответственными и буду способствовать их решению максимально вдумчиво и скрупулезно».

«Следуя миссии, которую Антонелли уже определил коллективу, – продолжает маэстро Теста, – мы будем стремиться к тому, чтобы FGR больше присутствовал в регионе – не только в Пезаро, но и во всём регионе Марке. Мы также продолжим гастролировать по Италии и за рубежом, но я уверен: присутствие оркестра в регионе необходимо более того, чтобы только быть одним из постоянных оркестров Россиниевского фестиваля. Нам предстоит большая работа по осуществлению записей, включая уже начатые проекты. Моя главнейшая цель – возродить оркестр, и для меня это важное обязательство. Маэстро Ренцетти подтвердил свою готовность продолжать нашу поддержку, и FGR заслуживает признания как в регионе Марке, так и на уровне всей страны. Увидеть меня за дирижерским пультом будет возможно не сразу, так как сейчас гораздо важнее возобновить нашу артистическую деятельность».

Увидеть же маэстро Тесту за дирижерским пультом оркестра российской публике выпал шанс 20 ноября 2025 года в Большом зале Московской консерватории. На вечере, программу которого составили произведения Малера, Шуберта, Элгара и Россини, оркестр предстал в камерном составе, и если говорить о прозвучавших Пятой симфонии си-бемоль мажор Шуберта (1816), Серенаде для струнных ми минор Элгара (1892) и увертюрах Россини к его ранним одноактным операм-буффа (фарсам), то камерного состава оркестра в габаритах и акустике Большого зала Московской консерватории было вполне достаточно. Но если говорить о прозвучавшем фа-мажорном Adagietto из Пятой симфонии до-диез минор Малера (1902, премьера 1904), то оркестровой плотности струнных заведомо не хватило.

При данном раскладе из всей Пятой симфонии Малера и могло прозвучать одно только Adagietto, однако выбор именно этого фрагмента в качестве первого номера программы озадачил, так как при всей приятности исполнения эта музыка предстала лишь акварельным эскизом, а не полноценным живописным полотном. Это было приглашение к танцу, а не сам танец. Впрочем, для малеровского Adagietto в камерном акустическом объеме (таком, как, к примеру, Auditorium Pedrotti Консерватории Россини или же Театр Россини в Пезаро) состава оркестра, приехавшего в Москву, было бы вполне достаточно. Но в Москве взять реванш за «репертуарное легкомыслие» оркестру с легкостью удалось на грациозно-элегантном исполнении популярного романтического опуса Шуберта, который россиниевские «филармоники» смогли расцветить мириадами штрихов и оттенков.

Программа была выстроена так, что первыми номерами в каждом ее отделении звучали опусы со струнными составами (в опусе Малера было еще и соло арфы). При этом Серенаде для струнных Элгара выпала как роль редко звучащего у нас опуса, так и роль изумительно утонченного образца музыки. Раскрыть всю его чувственность и поэтичность оркестру и дирижеру удалось весьма убедительно и глубоко. А в финале программы, что для первого визита оркестра в Россию закономерно, царил, конечно же, «упоительный Россини, / Европы баловень – Орфей», и на этот раз выбор пал на увертюры («симфонии») к операм «Брачный вексель» (1810), «Счастливый обман» (1812) и «Шелковая лестница» (1812).

Увертюра – это уже само по себе приглашение к опере, и на сей раз все приглашения были вручены слушателям настолько эффектно, настолько профессионально и со знанием дела, что во все эти комические перипетии – такие наивные, но такие восхитительные, такие прелестные! – сразу же захотелось окунуться с головой. Из поля Россини неожиданно вывел первый бис – певуче мелодичное интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь», и это по-прежнему доставило удовольствие истинно итальянской, но совершенно иной выделки, и единственной зацепкой по поводу выбора данного биса становится тот факт, что в 1895–1902 годах создатель знаменитой «Сельской чести» был директором Консерватории в Пезаро.

Но увертюра к опере «Синьор Брускино» (1813), оказавшаяся финальным бисом, в поле Россини нас всё-таки вернула, и в связи с этим остается лишь посетовать на то, что если бы вместо интермеццо из «Сельской чести» прозвучала «симфония» к фарсу Россини «Случай делает вором» (1812), могло бы состояться представление всего цикла «симфоний» к пяти ранним одноактным фарсам Россини, и это оказалось бы выбором не только красивым, но и абсолютно последовательным. Но, впрочем, и без этих «высоких материй» подарок с малой родины Россини из городка-курорта на Адриатическом побережье, подарок, привезенный музыкантами FGR и маэстро Лукой Марией Тестой, удался на славу!

Фото Александра Курова (предоставлены пресс-центром Фестиваля Ростроповича)

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама