Александр Васильевич Александров

Дата рождения
13.04.1883
Дата смерти
08.07.1946
Профессия
Страна
СССР
Александр Александров (Alexander Alexandrov)

Александр Васильевич Александров вошел в историю советского музыкального искусства главным образом как автор прекрасных, неповторимо-оригинальных песен и как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Александров писал произведения и других жанров, но их было немного: 2 оперы, Симфония, Симфоническая поэма (все в рукописи), Соната для скрипки и фортепиано. Его любимым жанром была песня. Песня, — утверждал композитор, — начало начал музыкального творчества. Песня продолжает быть самой любимой, массовой, наиболее доступной формой музыкального искусства. Подтверждением этой мысли являются 81 оригинальная песня и свыше 70 обработок русских народных и революционных песен.

Александров от природы был наделен красивым голосом и редкой музыкальностью. Уже девятилетним мальчиком он поет в одном из петербургских хоров, а спустя некоторое время поступает в Придворную певческую капеллу. Там под руководством выдающегося хорового дирижера А. Архангельского юноша постигает тонкости вокального искусства и регентское дело. Но Александрова увлекала не только хоровая музыка. Он постоянно посещал симфонические и камерные концерты, оперные спектакли.

С 1900 г. Александров — студент Петербургской консерватории по классу композиции А. Глазунова и А. Лядова. Однако вскоре он вынужден был покинуть Петербург и надолго прервать учебу: сырой петербургский климат, напряженные занятия, материальные трудности подорвали здоровье юноши. Лишь в 1909 г. Александров поступил теперь уже в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — по композиции (класс проф. С. Василенко) и вокалу (класс У. Мазетти). В качестве дипломной работы по сочинению он представил одноактную оперу Русалка по А. Пушкину и был удостоен за нее Большой серебряной медали.

В 1918 г. Александров был приглашен в Московскую консерваторию в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, а 4 года спустя ему присвоили звание профессора. Важным событием в жизни и деятельности Александрова отмечен 1928 г.: он становится одним из организаторов и художественным руководителем первого в стране Ансамбля красноармейской песни и пляски. Ныне — это снискавший всемирную славу дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова. Тогда ансамбль насчитывал всего 12 человек: 8 певцов, баянист, чтец и 2 танцора. Уже первое выступление 12 октября 1928 г. в Центральном доме Красной Армии под управлением Александрова встретило восторженный прием у слушателей. В качестве премьеры ансамбль подготовил литературно-музыкальный монтаж «22-я Краснодарская дивизия в песнях».

Основной задачей ансамбля было обслуживание частей Красной Армии, но он выступал также и перед рабочими, колхозниками, советской интеллигенцией. Большое внимание Александоов уделял репертуару ансамбля. Он много ездил по стране, собирая и записывая армейские песни, а затем стал сочинять и сам. Его первой песней на патриотическую тему была «Вспомним-ка, товарищи» (ст. С. Алымова). За ней последовали другие — «Бейте с неба, самолеты», «Забайкальская», «Краснофлотская-Амурская», «Песня Пятой дивизии» (все на ст. С. Алымова), «Песня о партизанах» (ст. С. Михалкова). Особенно широкую популярность завоевала «Эшелонная» (стихи О. Колычева).

В 1937 г. правительство приняло решение о поездке ансамбля в Париж, на Всемирную выставку. 9 сентября 1937 г. Краснознаменный ансамбль в военной форме стоял на эстраде концертного зала Плейель, до отказа наполненного слушателями. Под аплодисменты публики на эстраду вышел Александров, и в зал полились звуки «Марсельезы». Все встали. Когда отзвучал этот волнующий гимн Французской революции, раздался гром аплодисментов. После исполнения «Интернационала» аплодисменты были еще более продолжительными. На следующий день в парижских газетах появились восторженные отзывы об ансамбле и его руководителе. Известный французский композитор и музыкальный критик Ж. Орик писал: «С чем сравнить такой хор?.. Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает этих певцов в единый инструмент и при том какой. Этот ансамбль уже покорил Париж... Страна, имеющая таких артистов, может гордиться».

С удвоенной энергией работал Александров в годы Великой Отечественной войны. Он сочинил немало ярких патриотических песен, таких, как Святое ленинское знамя, 25 лет Красной Армии, Поэма об Украине (все на ст. О. Колычева). Из них, — писал Александр Васильевич, — «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятья гитлеризму. Эта, песня-набат, песня-присяга и ныне, как и в суровые военные годы, глубоко волнует советских людей.

В 1939 г. Александров написал «Гимн партии большевиков» (ст. В. Лебедева-Кумача). Когда был объявлен, конкурс на создание нового Гимна Советского Союза, он представил музыку «Гимна партии большевиков» с текстом С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. В ночь под 1944 год все радиостанции страны впервые передали в исполнении Краснознаменного ансамбля новый Гимн Советского Союза.

Выполняя огромную работу по обслуживанию частей Советской Армии, как в годы войны, так и в мирное время, Александров также проявлял заботу об эстетическом воспитании советских людей. Он был убежден, что Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски может и должен служить примером для создания ансамблей при рабочих клубах. При этом Александров не только давал советы по созданию хоровых и танцевальных коллективов, но и оказывал им практическую помощь.

До конца своих дней Александров работал с присущей ему огромной творческой энергией — он умер в Берлине, во время гастролей ансамбля. В одном из последних писем, как бы подводя итог своей жизни, Александр Васильевич писал: «...Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот... Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом большое счастье...»

М. Комиссарская
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Александров Александр Васильевич (1 (13) IV 1883, с. Плахино, ныне Захаровского р-на Рязанской обл. — 8 VII 1946, Берлин) — советский композитор, педагог и дирижёр. Народный артист СССР (1937). Доктор искусствоведения (1940). Генерал-майор (1943). Член КПСС с 1939.

Занимался музыкой в регентских классах Придворной певческой капеллы (Петербург). В 1900 поступил в Петербургскую консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова и А. К. Лядова), но по болезни прервал занятия. С 1909 учился в Московской консерватории по классу композиции С. Н. Василенко (окончил в 1913, дипломная работа — опера «Русалка» по А. С. Пушкину), а также по классу пения у А. Мазетти (1916). В 1906-1909 и 1913-16 жил в Твери, где работал хормейстером, организовал и возглавил музыкальную школу. Написал в это время симфонию и симфоническую поэму «Смерть и жизнь».

С 1918 преподаватель, с 1922 профессор Московской консерватории. Учениками Александрова были многие хоровые и военные дирижёры, музыкальные теоретики. Работал хормейстером московского Камерного театра (1922-28), дирижёром Государственной хоровой капеллы (1926-30).

Дирижёр высокой музыкальной культуры, глубоко раскрывавший характер русской и советской песни, Александров явился создателем Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии (1928, ныне его имени). Ансамбль завоевал огромную популярность в СССР и за рубежом; положил начало созданию в Советском Союзе многих ансамблей песни и пляски. Лучшие достижения Александрова-композитора тесно связаны с работой в ансамбле, с его исполнительским стилем. Ряд сочинений Александрова («Святое ленинское знамя», «Песня о Советском Союзе», «Песня о Лазо» и др.) отличается эпической широтой и распевностью, гимническим характером звучания. Эти сочинения продолжают традиции русской музыкальной классики (здравицы-славления, идущие от оперы Глинки «Иван Сусанин»).

Одна из лучших песен композитора «Священная война» (сл. В. И. Лебедева-Кумача), созданная в первые дни Великой отечественной войны 1941-45 и ставшая её музыкальной эмблемой, сочетает черты хорового гимна и походного русского марша, близкого революционному фольклору. Образы советских воинов воплощены в песнях «Эшелонная», «Бейте с неба, самолёты», «За великую землю советскую», «Песня о маршале Рокоссовском», «Песня о Советской Армии» и др. В некоторых песнях Александрова воспроизведены страницы истории отдельных воинских частей: «Песня 11-й армии», «Песня 2-й Приамурской дивизии», «Песня 32-й дивизии» и др. Стилистика этих песен органически связана с армейским музыкальным фольклором, нередко — с солдатской частушкой.

Александров обработал для хора партизанскую песню «По долинам и по взгорьям», получившую широкое распространение, боевые напевы периода Гражданской войны 1918-1920: «Из-за лесу», «Гулял по Уралу Чапаев-герой». Среди других обработок народных песен — «Вниз по матушке по Волге», «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка», «Ой, да ты калинушка» и др.

Автор музыки Государственного гимна Советского Союза (1943). Сталинская премия в 1942 (за ряд песен) и 1946 (за концертно-исполнительскую деятельность). Умер в Берлине во время гастролей. В 1971 учреждены 1 золотая и 3 серебряные медали им. Александрова за лучшие произведения на военно-патриотическую тему.

Литература: Шилов A., А. В. Александров, М., 1955; Поляновский Г., А. В. Александров, М., 1959; История русской советской музыки, т. 2, М., 1959, с. 87-93.

В. И. Зак
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама