Allegro (аллегро, итал. — весёлый, радостный).
1) Термин, первоначально означавший (по Й. Й. Кванцу, 1752) «бодро», «живо». Как и др. подобные обозначения, ставился в начале произв., указывая на господствующее в нём настроение (см., напр., Symphonia allegra А. Габриели, 1596). Теория аффектов (см. Аффектов теория), пользовавшаяся широким распространением в 17 и особенно в 18 вв., способствовала закреплению подобного его понимания.
Со временем термином «Allegro» стали обозначать равномерное активное движение, подвижный темп, условно более быстрый, чем allegretto и Moderato, но более медленный, чем vivace и presto (подобное соотношение Allegro и presto начало устанавливаться в 17 в.). Встречается в самых разл. по характеру муз. произв. Часто используется с дополняющими словами: Allegro assai, Allegro molto, Allegro moderato (умеренное Allegro), Allegro con fuoco (пылкое Allegro), Allegro соn brio (пламенное Allegro), Allegro maestoso (величественное Allegro), Allegro risoluto (решительное Allegro), Allegro appassionato (страстное Allegro) и др.
2) Название произведения или части (обычно первой) сонатного цикла, написанных в характере Allegro.
Литература: Quantz J. J., Versuch einer Anweisung die Flote traversiere zu spielen, В., 1752; поcл. изд. Lpz., 1926; Harding R. E. M., Origins of musical time and expression, L., 1938; Herrmann-Bengen L., Tempobezeichnungen, Munchner Veroffentlichungen zur Musikgeschichte, I, Tutzing, 1959.
Л. М. Гинзбург
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
1) Быстрый, оживлённый музыкальный темп.
2) Часть урока классического танца, состоящая из прыжков.
3) Классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (entrees, вариации, coda, ансамбли) сочинены в характере А. Особое значение А. как урока подчёркивала А. Я. Ваганова.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.