Аллеманда

Категории словаря

франц. allemande, букв. — немецкая; итал. allemanda, англ. almand, almain

Старинный танец. Время возникновения точно не установлено.

Как бытовой и придв. танец А. появилась в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в.; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в др. европ. странах. Муз. размер чётный, темп умеренный, мелодика плавная, закруглённая, начало без затакта. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем (трипль, куранта и др.). В Германии до нач. 17 в. танец типа А. именовался Deutscher Tantz, Tantz, Ballett, после 1609 назв. "А." стали применять и нем. композиторы. В 17 в. А. вошла в сольную (лютневую, клавирную и т.п.) и орк. сюиту в качестве 1-й части (иногда ей предшествовали "Sinfonia" или "Sonata"). Постепенно утратила песенно-танц. черты, стала богато разработанной торжеств. вступит. пьесой в медленном темпе, часто с затактом:

И. С. Бах. Аллеманда из 3-й "Английской сюиты" для клавира.

При этом для нем. А. характерными стали полифонизированный склад, "хрупкая, серьёзная и хорошо разработанная гармония" (Маттезон), для франц. А. - орнаментика, свобода мелодич. развёртывания, для итал. А. - гомофонный склад, напевность. В 30-е гг. 18 в. вышла из употребления.

Во 2-й пол. 18 в. под названием А. распространился новый нем. танец в размере 3/4 и темпе быстрого вальса. Он появился вначале в Швабии, затем приобрёл популярность во Франции (Париж) и в Чехии.

Литература: Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960; Desrat G., Dictionnaire de la danse, P., 1895; Aubrу Р., Dасier E., Los caractиres de la danse, P., 1905; Вlume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jh., Lpz., 1925; Mohr E., Die Allemande. Eine Untersuchung ihrer Entwicklung von den Anfдngen bis zu Bach und Hдndel, Tl 1-2, Z.-Lpz., 1932; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Anders A., Untersuchungen ьber die Allemande als Volksliedtypus des 16. Jh., Gelnhausen, 1940 (Diss.).

И. А. Барсова

Категории словаря

реклама

вам может быть интересно

Венеция Города
Осмогласие Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Марокканская музыка Национальные культуры
Эпиталама Музыкальные жанры
Gaudeamus, Гаудеамус Музыкальные жанры
Рок-н-ролл Музыкальные жанры
Опера спасения Опера, вокал, пение
Шарманка Музыкальные инструменты
Виуэла Музыкальные инструменты
Жига Музыкальные жанры
Шведский балет Балет и танец

Реклама