Бах в Москве, Ариадна в Нижнем

13.04.2004 в 14:16

Валерий Гергиев

"Интересное начинание, между прочим" - общий смысл слов Юрия Лужкова, завершивших первый вечер Пасхального фестиваля. В начале концерта мэр произнес протокольную речь, однако после напоминания Валерия Гергиева о том, что "Русь все-таки земля московская", Лужков не смог не подняться на сцену еще раз. Не обошлось без его любимой оговорки - светский фестиваль мэр назвал "православным".

Пасхальный фестиваль проводится в третий раз, и главных особенностей у него три. Одна из них касается симфонических программ, впервые за эти годы соединенных общей идеей: таковой стал цикл симфоний Прокофьева. Год назад - в дни пятидесятилетия со дня смерти композитора - Гергиев ограничился лишь одним прокофьевским вечером, зато сейчас представляет все семь симфоний Сергея Сергеевича, многие из которых играются в Москве раз в несколько лет. На открытии была исполнена Первая, "Классическая", мгновенно создавшая ощущение праздника. "Свадебке" Стравинского, открывавшей прошлый фестиваль, это удалось куда в меньшей степени.

Вторая особенность программы нынешнего Пасхального - обилие произведений зарубежных композиторов. Если ранее декларировалась приверженность фестиваля русской музыке и в концертах лишь случайно мелькали Шуберт, Штраус, Равель, то сейчас репертуар разумно расширен. Отдельная глава теперешнего форума - "Дни Баха в Москве", проходящие с участием Виктории Мулловой, Рут Цизак, Владимира Фельцмана, Филиппа Херрвега. При таком количестве звезд баховские вечера не останутся в тени симфонических программ Валерия Гергиева, где Прокофьеву и Рахманинову сопутствуют Равель и Стравинский (его неоклассические концерты принадлежат европейской музыке не в меньшей степени, нежели русской). На открытии греческий скрипач Леонидас Кавакос сыграл также концерт Сибелиуса - ранняя, малоизвестная версия знаменитейшего концерта существует чуть ли не в единственной записи, которую сделал именно Кавакос.

Третья особенность фестиваля - претворение в дело слов, без особого смысла повторявшихся год назад наподобие мантры: "Фестивалю придан статус федерального". Лучшее из того, что звучит в эти дни в Москве, услышат жители Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Твери и других городов. Для регионов подготовлен также ряд эксклюзивных программ - среди них концертное исполнение опер "Жизнь за царя" и "Ариадна на Наксосе", а также Вариации на темы рококо Чайковского в переложении для альта с оркестром (угадайте фамилию альтиста). ГАЗЕТА будет внимательно следить за тем, как примут музыкантов в глубинке. Сама же идея превращения фестиваля из столичного высоколобого мероприятия в общероссийский праздник искусств вполне благородна, однако количество всегда может ударить по качеству.

Самые высокопрофессиональные музыканты тоже люди, для которых играть каждый день в новом городе, а то и в двух - подвиг. В усталости ли мариинцев дело или в чем-то другом, - первый вечер получился не слишком ровным. В концерте Сибелиуса Гергиев не раз ловил вдохновение, но в финале медные духовые настолько вышли из берегов, что и Гергиева, и Сибелиуса было не узнать. Что касается Кавакоса, то из музыкантов его поколения вспоминался Вадим Репин - участник предыдущих Пасхальных фестивалей: он сыграл бы глубже и техничнее. Финал Второй симфонии Рахманинова, завершившей концерт, удивил грубоватым звоном тарелок и непомерно быстрым темпом. Впрочем, главное блюдо фестиваля все же Прокофьев, и именно он на открытии звучал удачнее всего.

Илья Овчинников

реклама

вам может быть интересно

Рай наяву Классическая музыка
Дом музыки открыл сезон Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка, опера

Театры и фестивали

Московский Пасхальный фестиваль

Персоналии

Валерий Гергиев

просмотры: 2753



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть