Филиппинский традиционный танец

Традиционная танцевальная культура многочисленных народов и народностей, населяющих Филиппинский архипелаг, вобрала в себя элементы нар. танцев далёкого прошлого. В наибольшей чистоте она сохранилась у группы мусульм. народностей южных островов (т. н. моро); на севере танец подвергся воздействию малайской (индонез.), инд. и океанич. культур, с 16 в. постоянно испытывала исп., а с нач. 20 в. американское влияния. Бытуют др.-филиппинские воинственные, трудовые, обрядовые (свадебные, величальные, прощальные и др.) танцы. Широко распространены: тиниклинг - танец с двумя бамбуковыми шестами, которыми танцовщики, держа их в руках, отбивают ритм (ритмич. рисунок имитирует повадки птицы тиниклинг); маглалатик - мужской танец со скорлупой кокосового ореха; бинасуан - танец со стаканом на голове; субли - любовный танец с бамбуковыми кастаньетами; сакутинг - шуточное фехтование деревянными палочками; сингкил - танец народностей моро, напоминающий тиниклинг; итик-итик - имитирующий утиный шаг; танцы с опахалом и др. Особенно богато танцевальное наследие народностей ифугао, игоротов, илонготов, тингианов. На нац. почве трансформировались исп. нар. танцы сарабанда, хота, кубино-мекс. хабанера, фанданго, франко-исп. ригодон. Танцы исполняются под аккомпанемент кулинтангана (ксилофонич. набора гонгов наподобие индонез. гамелана), нац. оркестра струнных щипковых инструментов и ударных.

В кон. 19 - нач. 20 вв. на Филиппинах появились первые полупроф. и проф. исполнители традиц. танца, иногда объединявшиеся в танц. коллективы. В университетах и колледжах Манилы возникали небольшие хореографич. труппы. В 1941 состоялся первый нац. концерт, в котором с успехом выступала Л. Ороса. В 1946 танц. труппа Филиппинского жен. университета участвовала в фестивале нар. танцев в Дакке (ныне Бангладеш). В 1956 она была реорганизована в хореографич. ансамбль "Баянихан" (Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958; гастролировал в СССР, 1968). В 1958 создан танц. фольклорный ансамбль манильского Дальневосточного университета "Филиппинескас" (рук. Ороса; "Гран при" на 4-м фестивале нар. танца в Испании). В репертуаре ансамбля были танц. пьесы "Любовь Леонор Ривера", "Пробуждение", "Не прикасайся ко мне" (все пост. в 1959, балетм. Ороса). Ансамбль гастролировал в СССР (1970). Среди исполнителей: Н. Онтиверос, Дж. Перес, О. Гаэрлан. В 1970 осн. фольклорный ансамбль "Лараван" (рук. Р. Обусан), представляющий танц. искусство т. н. малых народностей архипелага. В 1963 в Маниле открылась студия классич. европ. балета. В 1970 состоялся первый концерт воспитанников этой студии.

Наряду с фольклорными ансамблями стали возникать труппы, ставящие спектакли на основе танца модерн и классического танца. Известностью пользуется Танц. концертная труппа в Маниле (рук. Э. В. Крус и В. Дамиан); после 1-го Нац. фестиваля балета (1976) создана труппа - Балетная федерация под руководством танцовщика и балетм. Э. Элехара (пост. "Ромео и Джульетта" на муз. Шостаковича, "Капинанган" Касилаг и др.). Наиболее интересна Балетная труппа культурного центра Филиппин в Маниле, основанная в 1969 А. Рейес и Э. Элехаром. В её репертуаре сцены из балетов классич. наследия ("Щелкунчик", 1976, балетм. А. Родригес), постановки хореографов танца модерн (П. Конер, Н. Уокера и др.), а также спектакли на филиппинские сюжеты, в которых использованы нац. музыка и танцы. Многие из них создала балетм. Рейес (с 1978 руководитель и ведущая танцовщица). Среди её работ: "Итим-Асу" Буэнавентуры, "Амада" и "Султан Анг" Касилаг, "Сюита Бунгкос" на муз. нац. песен и др. В труппе работают танцовщицы Э. Вида, Дж.Мариано, Э. Римпос; танцовщики Н. Фройлан, Дж. Карингал, Э. Малагкит. Труппа гастролировала в СССР (1978). Танцевальные коллективы имеются в др. городах страны. Старейшим из них (работает в Себу с 1953) руководит Ф. С. Вильярика, впервые на Филиппинах поставившая "Щелкунчика".

Среди исследователей Ф. т. т. - педагоги и постановщики Ороса, Ф. Акино (автор книг о филиппинском танц. искусстве), которой в 1973 первой среди деятелей культуры присвоено звание нар. артистки. С 1976 выходит посв. танцу ежеквартальник "Саяв-Силанганан".

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Реперкуссия Термины и понятия
Консерватория Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Румынская музыка Национальные культуры
Москва Города
Гамма Римского-Корсакова Термины и понятия
Блюз Музыкальные жанры
Литания Церковная музыка
Перуанская музыка Национальные культуры
Интермедия Термины и понятия
Зингшпиль Музыкальные жанры
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Немецкая музыка Национальные культуры

Реклама