Birgitta Festival
«Биргитта» для Таллина то же самое, что «Звезды Белых ночей» для Петербурга — главный музыкальный фестиваль города, а то и страны. Правда, сами организаторы предпочитают сравнивать свое детище с финским оперным фестивалем в Савонлинне или даже итальянской «Арена ди Верона». В пользу последних сравнений — уникальная сценическая площадка «Биргитты», грандиозный театрально-концертный зал, «вмонтированный» в исторические развалины позднеготического монастыря святой Биргитты XV века.
Но для русской публики у «Биргитты» есть существенные конкурентные преимущества: близко, недорого и комфортно, как психологически (языковой барьер с годами только стирается), так и «физически» — фестиваль проходит фактически в самом городе, обладающем всеми прелестями европейской туристической столицы, хоть и в стороне от суеты мегаполиса. И — гламурно, что не может не радовать наших зрителей-слушателей: роскошные белые шатры, дорогие машины, модельные девушки, предлагающие продегустировать фирменный монастырский напиток, изысканное ресторанное меню (две перемены блюд перед спектаклем, кофе и десерт в антракте)…
Да и время начала спектакля выбрано с установкой на максимальный эффект. В отличие от Вероны, где спектакли начинаются с заходом солнца, в Таллине даже движение небесного светила работает на художественный результат. Меняющиеся небесные краски — от яркого света дня до глубокой августовской ночи — в стрельчатых арках разрушенных окон сами по себе являются великолепной анимированной декорацией для любого представления.
Фестиваль длится десять дней в середине августа и ежевечерне собирает аншлаги. В его программе — оперы, балеты, музыкальные шоу с участием приглашенных звезд и выдающихся эстонских артистов. Одним словом, «Биргитта» — полноценный летний европейский фестиваль с насыщенной программой и привлекательным антуражем. Место, время, действие — все составляющие классического триединства работают на успех.
Собственно, фестиваль еще совсем молодой — он возник в 2005 году, но амбиций ему не занимать. Репертуарная политика за все годы существования «Биргитты» не претерпела существенных изменений. В ней два основных ингредиента: главное блюдо — гастрольные спектакли ведущих театров, преимущественно московских, на сладкое — собственные фестивальные проекты самых разных жанров. Первое в немалой степени обусловлено политическими соображениями художественного руководителя фестиваля — известного эстонского дирижера Эри Класа, в 2006-2010 годах бывшего главным дирижером московской «Новой оперы». В 2007 году он привез московский театр на свою историческую родину — с не идущим ныне «Демоном» Рубинштейна и спектаклем смешанного жанра «Мария Каллас», а потом в 2010 — с «Лоэнгрином» Вагнера.
Однако самым любимым в Эстонии московским театром стала «Геликон-опера», а любимым режиссером, соответственно, Дмитрий Бертман. За восемь фестивальных лет эта труппа посетила Таллин четырежды. Роман «Биргитты» и «Геликона» начался в том же 2005-ом с «Диалогов кармелиток» Пуленка, оперы, по мнению руководства фестиваля, как нельзя лучше подходящей мрачным стенам разрушенного средневекового монастыря. На следующий год «Геликон» уже буквально оккупировал таллинскую сцену: две большие оперы в монастыре — моцартовское «Милосердие Тита», «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, прекрасные «Аполлон и Гиацинт» в таллинской Ратуше и концерт русской хоровой музыки в одной из главных церквей Старого города — Нигулисте. В 2009-ом здесь прозвучали «Фальстаф» Верди и открытие «Геликона» — «Сибирь» Умберто Джордано, а два года спустя — «Русалка» и «Кармен».
Также неизменно в афишу «Биргитты» попадает и русский балет — местная публика его по-прежнему чтит, хоть и выбор гастролирующих трупп подчас вызывает вопросы. Но привозные постановки проигрывают в сравнении с фестивальной продукцией, при создании которой ее авторы призывают себе в помощь гения места. Конечно, самый созвучным древним развалинам жанр — религиозная мистерия, и, наверное, одна из самых ярких фестивальных премьер — сценическая версия оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре» (2007). Или еще одно вполне «монастырское» сочинение — «Кармина Бурана» Карла Орфа, дважды пережившее премьеру в стенах монастыря св. Биргитты (2005—2006 и 2012). Международную славу фестивалю принесла постановка танго-оперы Астора Пьяццоллы «Мария де Буэнос-Айрес», показанная также в Москве и Санкт-Петербурге (2006—2007).
Фестиваль «Биргитта» определенно претендует на роль главного культурного события середины августа в наших широтах. Его успеху способствует и то, что петербуржцы, да и москвичи, все чаще ездят в Таллин. По официальным данным за последние десять лет число российских туристов в Эстонии увеличилось в шесть раз. И все чаще на «Биргитте» слышна русская речь не только за сценой, но и в зрительном зале.