Брамс. Камерно-инструментальное творчество

Chamber and instrumental music

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Список сочинений Брамса

Иоганнес Брамс много работал в камерно-инструментальном жанре. Характерная для него склонность к тонкой художественной детализации образа обусловила этот интерес. Причем интенсивность работы повышалась в переломные годы, когда Брамс ощущал необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании своих творческих принципов. Так было в конце 50-х и начале 60-х годов и позже — на рубеже 80—90-х годов: в эти периоды создано большинство его камерных сочинений. Всего же Брамс оставил двадцать четыре крупных, преимущественно четырехчастных, цикла. В шестнадцати из них использовано фортепиано.

Разнообразным, богатым содержанием наделены сонаты — две для виолончели и три для скрипки с фортепиано (В поздний период творчества написаны еще две сонаты — для кларнета с фортепиано.).

От страстной элегии первой части (особо отметим замечательную 32-тактную мелодию главной партии!) к печальному, венскому по своим оборотам вальсу второй части и мужественной энергии финала — таков основной круг образов Первой виолончельной сонаты e-moll ор. 38. Духом мятежной романтики проникнута Вторая соната F-dur ор. 99. И хотя это произведение в художественной цельности уступает предшествующему, но превосходит его по глубине чувств и волнующему драматизму.

Живое свидетельство неистощимой творческой фантазии Брамса содержится в скрипичных сонатах. Каждая из них неповторимо индивидуальна. Первая G-dur ор. 78 привлекает поэтичностью, широким, текучим и плавным развитием; в ней есть и пейзажные моменты — словно весеннее солнце прорывается сквозь сумрачные, дождевые облака... Вторая соната A-dur ор. 100 песенная, светлая и бодрая, изложена лаконично и собранно. Вторая часть обнаруживает родство с Григом. Вообще, некоторая «сонатинность» — отсутствие большого развития — выделяет ее среди других камерных сочинений Брамса.

Третья соната d-moll ор. 108 наиболее драматична, в ней с большим совершенством развиты мятежно-романтические образы Второй виолончельной сонаты. Они приобрели здесь страстно мятущийся характер. Показательна в этом плане первая часть. Несмотря на контрастность содержания, ее главная и побочная партии близки друг другу: вторая тема дает обращение основных мотивов первой, но в иных соотношениях длительностей:

Обе темы нервно возбужденные, что далее приводит к остродраматичной разработке, особенно в эпизоде длительно выдержанного органного пункта на доминанте (сорок шесть тактов). Напряжение усиливается благодаря ложной репризе (отклонение в fis-moll, затем в D-dur). Лишь вслед за бурным взрывом чувств возникает первоначальный облик главной партии. Выразительный штрих в коде — просветление в мажоре после заключительного органного пункта на тонике (двадцать два такта).

Если музыка второй части, где чудесная по напевной щедрости главная тема дополняется другой, более страстной, полна тепла и человечности, то в следующей части преобладают образы жутких видений. Как неотвязная мысль, как напоминание о каком-то кошмаре, звучит краткий мотив:

В финале с новой силой прорывается бурно протестующее начало. На ритмическом движении тарантеллы возникают образы то горделивого утверждения, то безудержного падения — так создается действенная атмосфера борьбы. Этот финал может быть причислен к лучшим героико-драматическим страницам музыки Брамса (ср. с Третьей симфонией).

Среди трех фортепианных трио особенно выделяется последнее — c-moll ор. 101. Глубоко впечатляют мужественная сила, сочность и полнокровие музыки этого произведения. Эпической мощью проникнута первая часть, где железная, неуклонная поступь темы главной партии дополняется вдохновенной гимнической мелодией побочной:

Начальное зерно их интонаций совпадает. Этот оборот пронизывает дальнейшее развитие. Образы скерцо, весь его причудливый склад контрастируют с третьей частью, где главенствует простой волнующий напев в народном духе. Финал дает органическое завершение цикла, утверждающего идею созидательной воли человека, прославляющего его дерзновенные подвиги.

Одним из наиболее сильных и значительных произведений Брамса является фортепианный квинтет f-moll ор. 34.

Помимо того, Брамс написал одно трио с валторной и одно с кларнетом, три фортепианных квартета, квинтет с кларнетом и для струнного состава — три квартета, два квинтета и два секстета.

М. Друскин

Камерно-инструментальная музыка Брамса

2 секстета:
№ 1 для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей B-dur, op. 18 (1858-60)
№ 2 для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей G-dur, op. 36 (1864-65)

Квинтеты:

2 квинтета для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
№ 1 F-dur, op. 88 (1882)
№ 2 G-dur, op. 111 (1890)

Квинтет для фортепиано, 2 скрипок, альта и виолончели f-moll, op. 34 (1861-64)
Квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели h-moll, op. 115 (1891)

Квартеты

3 фортепианных квартета:
№ 1 g-moll, op. 25 (1861)
№ 2 A-dur, op. 26 (1861)
№ 3 c-moll, op. 60 (1855-74)

3 струнных квартета:
№ 1 c-moll, op. 51, № 1 (ок. 1865-73)
№ 2 a-moll, op. 51, № 2 (1873)
№ 3 B-dur, op. 67 (1875)

Трио

3 фортепианных трио:
№ 1 H-dur, op. 8 (1854; 2-я ред. 1889)
№ 2 C-dur, op. 87 (1880-82)
№ 3 c-moll, op. 101 (1886)

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели A-dur, без op. (1855)

Трио для фортепиано, скрипки и валторны Es-dur, op. 40 (1856)
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели a-moll, ор. 114 (1891)

Сонаты для скрипки и фортепиано:
№ 1 G-dur, op. 78 (1878-79)
№ 2 A-dur, op. 100 (1886)
№ 3 d-moll, op. 108 (1886-88)

Сонаты для виолончели и фортепиано:
№ 1 e-moll, op. 38 (1862-65)
№ 2 F-dur, op. 99 (1886)

Сонаты для кларнета и фортепиано:
№ 1 f-moll, op. 120 № 1 (1894)
№ 2 Es-dur, op. 120 № 2 (1894)
Скерцо c-moll для сонаты, сочинение совместно с Р. Шуманом и А. Дитрихом, без op. (1853)

реклама

вам может быть интересно

Глазунов. Сюита для струнного квартета Камерные и инструментальные
Гендель. Оратория «Семела» Вокально-симфонические

Словарные статьи

Камерная музыка 12.01.2011 в 18:54

рекомендуем

смотрите также

Реклама