Rhapsodie for clarinet, L 116
В 1909—1910 годах была написана Рапсодия для кларнета с оркестром (сначала в 1909 году в виде версии для кларнета и фортепиано). Это сочинение (как и некоторые другие, например, маленькая пьеса для кларнета — 1910) было вызвано участием Дебюсси в жюри конкурсов духовых инструментов в Консерватории.
Рапсодию для кларнета с оркестром нельзя назвать выдающимся сочинением; музыке ее недостает красоты и определенности. В частности, эта пьеса как бы возобновляет, но более бледно, мечтательную натурфилософию «Послеполудня фавна». Моментами в ней сказываются и некоторые новые тенденции более острого, угловатого рисунка (так, например, еще Мясковский справедливо заметил близость одной из тем с ее нисходящими хроматизмами к фиоритурам Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова). Вместе с тем в музыке Рапсодии немало отдельных моментов проникновенно чарующей звуковой «магии» Дебюсси.
Сам композитор ценил эту пьесу невысоко, называя ее не без иронии одним из наиболее «приятных» своих сочинений. Так он писал Дюрану 8 декабря 1911 года, удивляясь тут же, что Рапсодия смутила русских («не принимают ли они кларнет за инструмент революционной пропаганды?»). Между тем, именно в это время Мясковский дал о Рапсодии весьма прохладный отзыв, отмечая привлекательность материала и неудачность сочинения в целом.
Ю. Кремлев