Рапсодия

Рапсодия (греч. rhapsodia — пение или декламация нараспев эпических поэм, эпическая поэма, буквально — песнь, рапсода; нем. Rhapsodie, франц. rapsodie, итал. rарsodia) — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, слагающееся как последование разнохарактерных, порой остроконтрастных эпизодов. Для рапсодии типичны использование подлинных народно-песенных тем, эпический дух рапсодии как бы воссоздаёт выступление народного певца-рапсода; временами в ней воспроизводится его речитация.

Название «рапсодия» первым дал серии своих песен и фортепианных пьес X. Ф. Д. Шубарт (3 тетради, 1786). Самая ранняя фортепианная рапсодия была написана В. Р. Галленбергом (1802). Важный вклад в утверждение жанра фортепианной рапсодии внесли В. Я. Томашек (ор. 40, 41 и 110, 1813-14 и 1840), Я. В. Воржишек (12 Р. ор. 1, 1814).

Особую популярность приобрели рапсодии, созданные Ф. Листом (19 «Венгерских рапсодий», с 1847; «Испанская рапсодия», 1863). В этих рапсодиях использованы подлинные народные темы — венгерских цыган и испанские (мн. эпизоды, вошедшие в «Венгерские рапсодии», первоначально были опубликованы в серии фортепианных пьес «Венгерские мелодии» — «Melodies hongroises...»; «Испанская рапсодия» в 1-й редакции 1844-45 носила название «Фантазия на испанские темы»).

Несколько фортепианных рапсодий написал И. Брамс (ор. 79 и 119, более короткие и строгие по форме сравнительно с листовскими; пьесы ор. 119 первоначально были названы «Каприччи»).

Создавались также рапсодии для оркестра («Славянские рапсодии» Дворжака, «Испанская рапсодия» Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра — «Норвежская рапсодия» Лало, для фортепиано с оркестром — «Украинская рапсодия» Ляпунова, «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершвина, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, для певцов, хора и оркестра (рапсодия Брамса для альта соло, хора и оркестра на текст из «Зимнего путешествия на Гарц» И. В. Гёте). Рапсодии писали и советские композиторы («Албанская рапсодия» Караева для оркестра).

Литература: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960.

реклама

вам может быть интересно

Длительность Теория музыки
Дипломант Термины и понятия

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Танцы в опере Опера, вокал, пение
Оперные театры Опера, вокал, пение
Анализ музыкальный Термины и понятия
Рио-де-Жанейро музыкальный Национальные культуры
Септоль Теория музыки
Артикуляция Термины и понятия
Кварта Теория музыки
Садко Термины и понятия
Мелодика Термины и понятия

Реклама