Брамс. Струнные квинтеты и секстеты

String quintets & sextets

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Творческое наследие Иоганнеса Брамса для струнных ансамблей не ограничивается квартетами. Композитор обращался и к иным камерным составам, не содержащим фортепиано – в частности, он создал два секстета для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей. В этом плане он имел предшественника в лице Луиджи Боккерини. Однако между Боккерини и Брамсом подобные произведения создавались весьма редко, в то время как после Брамса к жанру струнного квинтета обращались многие композиторы – от Антонина Дворжака до Арнольда Шёнберга.

Струнный секстет № 1 си-бемоль мажор, Op. 18 Иоганнес Брамс написал в 1860 г. Это второе обращение композитора к камерно-инструментальному жанру (первым было Фортепианное трио № 1 си мажор), но секстет можно считать вполне зрелым произведением. В его музыкальном облике ощущается влияние венской классики – в частности, Йозефа Гайдна, а также Франца Шуберта. Имея в своем распоряжении шесть инструментов, композитор использует их не для полифонических приемов, а для полнозвучных гармоний. Первая часть, несмотря на быстрый темп – Allegro – отличается напевностью. Вторая представляет собой вариации на суровую, мужественную тему. Далее следуют скерцо и финал, имеющий форму рондо. Не претендуя на углубленность содержания, произведение отражает светлое, радостное восприятие жизни. Произведение полюбилось публике – настолько, что вторая часть секстета была использована в американском фантастическом сериале «Звездный путь».

Струнный секстет № 2 соль минор, Op. 36 Иоганнес Брамс завершил в 1865 г., таким образом, секстет является «современником» таких сочинений, как Трио для фортепиано, скрипки и валторны ми-бемоль мажор, Соната для виолончели и фортепиано № 1. Композитору было тридцать два года – осталась позади молодость со всеми ее восторженными надеждами и иллюзиями, недавно он пережил большое горе – смерть матери… Настроения и мысли, владевшие в то время композитором, нашли отражение в сочинениях того периода, в том числе и во Втором струнном секстете. В музыкальную ткань произведения, утяжеленную контрапунктическими приемами, вплетаются непосредственные намеки на разочарования, пережитые композитором в предшествующие годы. Один из них – мелодия, некогда посланная им Кларе Шуман.

Другой мотив-символ – ля-соль-ля-ре-ми (A-G-A-D-E) – возникая в побочной партии первой части, отсылает к любовной истории, пережитой Брамсом в 1857-1859 гг. В то время композитор служил в городе Детмольде придворным музыкантом у князя, а лето проводил в Геттингене. Там он познакомился с дочерью профессора Агатой фон Зибольд, очаровательной девушкой, обладавшей хорошим певческим голосом и, как говорил Брамс, «прекрасным человеческим образом». Отношения молодого человека и девушки становились все более теплыми, уже состоялась помолвка, и счастливой свадьбе не мешало ничто – кроме стремления Брамса оставаться «свободным, но радостным». «Я люблю тебя… но я не могу носить оковы», – пишет он Агате в прощальном письме. Клара Шуман сочувствовала несчастной и упрекала Брамса за столь легкомысленный поступок: «Постоянно я видела перед собой эту бедную покинутую девочку…не надо было допускать, чтобы дело зашло так далеко!» – писала она Брамсу. Включив музыкальный символ Агаты в секстет, композитор признавался, что в этом произведении «избавился от своей последней любви».

Создавал Брамс и струнные квинтеты. Первый из них – фа-мажорный, Op. 88 – написан в 1882 г. Предшественники Брамса, создавая струнные квинтеты, использовали разные варианты состава: Вольфганг Амадей Моцарт – две скрипки, два альта и виолончель, Франц Шуберт – две скрипки, альт и две виолончели, Брамс отдал предпочтение моцартовской модели. Для такого же состава написан Струнный квинтет № 2, Op. 111, созданный в 1890 г. В первом квинтете напевность сочетается с мужественностью, Второму свойственна радостная непринужденность, с наибольшей полнотой проявляющаяся в финале, где звучат интонации чардаша.

Камерно-инструментальное творчество Брамса

реклама

вам может быть интересно

Пендерецкий. Польский реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама