Ян Сибелиус. Скрипичный концерт

Композитор
Год создания
1903
Дата премьеры
08.02.1904
Жанр
Страна
Финляндия
Ян Сибелиус / Jean Sibelius

Концерт для скрипки с оркестром ре минор, Op. 47 (1903)

«В жизни каждого человека есть своя трагедия», – сказал финский композитор Ян Сибелиус, и с ним трудно поспорить. Трагедия самого Сибелиуса заключалась в разбившейся мечте о карьере скрипача-витуоза (в двенадцатилетнем возрасте он даже однажды увидел себя во сне виртуозом). «Скрипка захватила меня полностью», – говорил композитор, вспоминая о юношеских годах, он поистине «ненавидел перо и чернила, предпочитая им изящный смычок». Игре на скрипке он посвящал все свободное время в пору учебы в лицее, а позднее – в Музыкальном институте – занимался на скрипке с удвоенным увлечением, не особенно ценя поначалу музыкально-теоретические дисциплины. Казалось бы, подобное усердие должно было принести блестящие плоды, но, увы – систематическое обучение игре на скрипке началось слишком поздно, а перенесенная травма плеча заставила окончательно отказаться от исполнительской карьеры (правда, он выступал как дирижер – но все-таки это было не то, о чем он мечтал в юности!) Но, не став концертирующим скрипачом, Ян Сибелиус на всю жизнь сохранил в своем сердце привязанность к скрипке, любил на ней импровизировать и обогатил скрипичную литературу одним из прекраснейших произведений – Концертом для скрипки с оркестром ре минор.

«Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом», – говорил Сибелиус в 1903 г., незадолго до того, как он принялся за работу над Скрипичным концертом. Учитывая пристрастие к этому инструменту, остается только удивляться, почему композитор создал лишь один концерт для скрипки и сделал это только в тридцатисемилетнем возрасте – но, так или иначе, концерт был написан. Сочинение это стало истинным воплощением и любви к скрипке, и несбывшейся юношеской мечты Яна Сибелиуса. Это одно из наиболее сложных произведений в скрипичной литературе – композитор, создавая его, словно задался целью продемонстрировать публике решительно все, на что способна скрипка. Исполнить такой Концерт может только истинный виртуоз – такой, каким когда-то мечтал стать Сибелиус.

Первая часть Концерта начинается непосредственно с главной партии, излагаемой солистом – выразительной лирической мелодии, постепенно охватывающей более двух октав и приобретающей драматическую напряженность. Побочная партия исполнена светлой патетики. Завершает экспозицию героическая тема, проводимая медными духовыми. В первой части немало сольных каденций, в которых солист сполна может продемонстрировать свою виртуозность. Но, при всем внимании композитора к скрипке, оркестр играет в Концерте важную роль (не случайно Леопольд Стоковский назвал его «одной из лучших симфоний» Сибелиуса). Развитие насыщено диалогическими эпизодами, в которых сопоставляются сольная и оркестровая партии.

Вторая часть – одна из самых проникновенных страниц музыки Сибелиуса. Пасторальные мотивы, с которых она начинается, вызывают представление о скромном очаровании северного пейзажа, но в дальнейшем мелодия скрипки, напоминающая романс, постепенно становится патетически-страстной.

Для финала – как и для первой части – композитор избрал форму сонатного аллегро. Героические интонации сочетаются в третьей части с темпераментными танцевальными ритмами.

Сложность ре-минорного Концерта Яна Сибелиуса сыграла роковую роль в судьбе произведения. Первоначально предполагалось, что мировая премьера состоится в Берлине, и осуществит ее известный немецкий скрипач Вилли Бурместер, которому первоначально был посвящен Концерт. Однако финансовые причины вынудили композитора перенести премьерное исполнение в Хельсинки, а у Бурместера не было возможности приехать в Финляндию, и Сибелиус обратился к Виктору Новачеку – профессору Музыкального института. Нельзя сказать, что Новачек был плохим музыкантом – но это был в первую очередь преподаватель, а не концертирующий музыкант, к тому же, между завершением произведения и премьерой прошло не так много времени, и в силу этих обстоятельств сложнейший Концерт Сибелиуса на премьере прозвучал не так хорошо, как мог бы прозвучать.

Раздосадованный Сибелиус переработал произведение, изъяв некоторые фрагменты, особенно сложные для исполнения, а первую редакцию не стал публиковать и даже запретил исполнять. Вторая редакция была впервые исполнена в 1905 г. в Берлине. Дирижировал Рихард Штраус, солировал чешский скрипач Карел Халир. Бурместер, сочтя себя оскорбленным, отказался впредь исполнять Концерт, и автор изменил посвящение – его адресатом стал двенадцатилетний венгерский вундеркинд Ференц Вечей (год спустя он исполнил произведение).

Первая редакция долгое время не была известна публике, и только в 1991 г. греческий скрипач Леонидас Кавакос убедил наследников композитора дать согласие на ее исполнение. Музыкант записал диск, содержащий обе версии произведения.

реклама

вам может быть интересно

Сергей Танеев. Фортепианный квинтет Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Скрипка 12.01.2011 в 16:23

рекомендуем

смотрите также

Реклама