Питер Брук

Piter Brook

Дата рождения
21.03.1925
Профессия
Страна
Англия
Питер Брук / Piter Brook

Театр начинается там, где кончаются определения. Питеру Бруку исполнилось 80 лет

В канун юбилея Питера Брука в лондонском Музее театра планировалась обширная ретроспектива его творчества. В конце концов, решено было посвятить режиссеру инсталляцию у входа в музей — большую пустую коробку. Как всякое произведение современного искусства, инсталляция иронична и двусмысленна. С одной стороны, в ней явно читается ключевая идея режиссера — театр не нуждается во внешней атрибутике. «Я могу выбрать любое пустое пространство и назвать его сценой, — говорил Питер Брук, — один человек идет через это пространство, другой за ним наблюдает, и это все, что нужно для того, чтобы завязалось театральное действие». Недаром «Пустое пространство» — название одной из его книг. С другой стороны, идея подается «упакованной» в пустую коробку. Смешно. Но есть и третья сторона. В перспективе вечности любая человеческая деятельность — ничто, мелкая суета. Возможно, для знакомого с восточной мудростью Брука такое прочтение работы в его честь предпочтительней. Во всяком случае, он инсталляции от души порадовался.

После Второй мировой войны, когда выходец из еврейской эмигрантской семьи начал свою режиссерскую карьеру, никто и не подозревал, что все закончится подобным театральным аскетизмом. Напротив, знаменитый британский критик Кеннет Тайнен писал о молодом Бруке: «Он готовит из сливок, крови и специй, любителей хлеба с водой просим не беспокоиться». Начал он невероятно рано и стремительно добился успеха. В 18 лет поставил в Лондоне «Доктора Фауста» Кристофера Марло, в 20 — «Адскую машину» Жана Кокто и почти сразу же в Бирмингемском репертуарном театре — «Человека и сверхчеловека» Бернарда Шоу с Полом Скофилдом в главной роли. Затем последовало несколько блестящих шекспировских спектаклей.

Брук признавался, что попал в театр случайно, он хотел быть кинорежиссером, но это требовало долгой учебы. Молодая энергия била через край, вот он и решил «добраться до шоссе через старомодную провинцию». Но «захудалая» театральная дорога привела его в гущу современной жизни. Он много и смело экспериментировал, разрушая самые разные театральные табу. В бродвейском спектакле «Марат/Сад» впервые выпустил на сцену обнаженных актеров. Увлекался политическим театром. Его спектакль «Мы» (1966) — язвительный памфлет против войны во Вьетнаме — вызвал большой скандал. Но поворот к «хлебу и воде» начался уже в ту пору. Брук вспоминает, как на репетициях «Мы» впервые услышал отрывок из «Махабхараты» в исполнении молодого актера-индийца. Как раз то место, где Арджуна обращается к Кришне с вопросом — стоит ли продолжать братоубийственную войну? И подумал, что никому из современных западных политиков не приходит в голову мысль обратиться за советом к Богу.

То, что последовало за случайным знакомством с индийским эпосом (хотя индус вам на это возразит — что ничего не происходит случайно), вряд ли можно назвать началом религиозных поисков, это были по-прежнему поиски театральные, но продолжались они в совершенно новом направлении. Брук всегда воздавал должное Ежи Гротовскому, который, начав с театральных экспериментов, пошел по пути духовной самореализации и, в конце концов, вообще отказался от зрителей. Но сам он нуждался в них остро. Для него была важна та энергия, которая возникала во взаимодействии режиссера с актером, передавалась зрителям и, многократно усиленная, возвращалась на сцену. Ради достижения этого магического эффекта он с многонациональной труппой единомышленников объехал полмира. Актеры играли перед африканцами, которые не понимали языка, но все равно попадали в энергетическое поле спектакля. На вершине горы в Иране Брук поставил «Оргаста», версию прометеевской легенды на искусственном языке, созданную английским поэтом Тедом Хьюзом. В США его труппа импровизировала скетчи для участников рабочей забастовки. Вершиной стала 9-часовая «Махабхарата», показанная в каменном карьере под Авиньоном. Спектакль длился всю ночь и закончился с первыми лучами солнца, поднявшегося над краем карьера.

С начала 70-х Брук обосновался в Париже, где вначале вместе с Жаном Луи Барро создал Международный центр театральных исследований, а затем в бывшем мюзик-холле открыл театр «Буфф дю Нор». Причиной отъезда из Британии были не какие-то принципиальные разногласия с соотечественниками, а культурная политика Франции, которая чуть ли не единственная в Европе смело финансировала самые рискованные творческие проекты. Париж продолжает оставаться его домом и по сей день. Незадолго перед юбилеем режиссер поставил здесь триптих, посвященный проблеме религиозной терпимости. В первой пьесе «Тьерно Бокар» речь идет о суфийском мудреце из Африки, по имени которого и названа пьеса. Он отказался от бессмысленного схоластического спора, раздирающего мусульманскую общину, и умер презираемый всеми. Вторая часть триптиха — «Смерть Кришны» — завершает работу Брука над индуистским эпосом, третья — инсценировка знаменитой главы из «Братьев Карамазовых» о Великом инквизиторе. Как это обычно бывает у Брука, он отказывается от упрощенных решений. Посмотрев первый спектакль, западные зрители могут посетовать на воинственный дух ислама, посягающий на человеческую свободу, который не только загнал в могилу суфийского мудреца, но и изрядно отравляет жизнь им самим. Но в последней части трилогии они увидят, что подобный дух был вовсе не чужд и их собственной религии. Правда, много веков назад. Делать выводы режиссер отказывается, это дело самих зрителей: «Театр начинается там, где кончаются определения». С такой же спокойной мудростью он отвечает и на «юбилейные» расспросы о том, не собирается ли оставить свою театральную деятельность. «Пока есть вещи, которые мне нужно сделать, я буду их делать. Судьба сама все решит».

Катя Миловидова


Выдающийся мастер современного театра. Ставил также оперы. Среди постановок «Борис Годунов» (1948, Ковент-Гарден), мировая премьера оперы «Олимпийцы» А. Блисса (1949, там же, либретто Д. Пристли), «Фауст» (1953, Метрополитен Опера) и др. В 1981 создал своеобразную версию «Кармен» под названием «Трагедия Кармен» (Париж, муз. обработка М. Констана).

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Руди ван Данциг Танцовщики
Макс Рейнхардт Театральные деятели
Карл Бём Дирижёры
Риккардо Мути Дирижёры

Реклама