Будапешт музыкальный

Категории словаря

Будапешт (Budapest) — столица Венгрии. Образована в 1872 в результате слияния городов Буды, Пешта и Обуды. Первые сведения о муз. культуре этих городов относятся к нач. 18 в., когда здесь устраивались оперные спектакли на нем. и итал. яз., ставились произв. Г. Бенды, К. Диттерсдорфа, Дж. Паизиелло, А. Сальери, А. Гретри. В 1789 в Буде проходили спектакли оперной труппы графа Я. Эрдёди. В 1793 первый муз. спектакль на венг. яз. — лирич. муз. драма «Герцог Пикко и Ютка Пержи» Й. Чуди — был поставлен в Буде. В 1727 в Буде создаётся первая муз. школа. К концу 18 в. число школ значительно увеличилось. Большинство из них существовало при педагогич. уч. заведениях, где с 1770 было введено обязат. преподавание музыки и пения.

Дальнейшему развитию муз. образования препятствовало австр. господство. Однако благодаря усилиям патриотически настроенных музыкантов, в нач. 19 в. Будапешт становится центром возрождения нац. муз. культуры. В 1837 был открыт Пештский венг. т-р (с 1840 — Нац. т-р), в к-ром на протяжении неск. десятилетий ставились драм. и оперные спектакли. В 1838–74 оперную труппу возглавлял Ф. Эркель. В Нац. т-ре состоялись премьеры его опер. В сер. 19 в. здесь проходили также симф. и хор. концерты, выступали известные венг. артисты и гастролёры — Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн, А. Вьётан, Й. Иоахим.

Во 2-й пол. 19 в. муз. жизнь Будапешта значительно оживилась. В 1844 организуется хор «Конкордия»; в 1853 — Филармонич. об-во, к-рое проводит в Венг. нац. музее регулярные симф. концерты силами оркестра Нац. т-ра. Организатором и дирижёром (до 1870) этих концертов был Эркель (в них выступали известные дирижёры — Ф. Лист, X. Рихтер и др.). С 1868 концерты были перенесены в новый зал «Вигадо». В 1870 об-во было переименовано в Венг. ассоциацию.

В 1884 драм. и оперная труппы Нац. т-ра были разделены. Оперный т-р получил новое здание, построенное по проекту арх. М. Ибля, и стал называться Королевским венгерским оперным т-ром; его первым муз. директором был Ш. Эркель. К концу 19 в. в т-ре окончательно сложилась проф. труппа (хор, оркестр и более сорока солистов). В т-ре ставились классич. произв., сочинения венг. композиторов. Известность т-р приобрёл под руководством Г. Малера (1888–91) и А. Никиша (1893–1895).

Во 2-й пол. 19 в. наряду с оперным т-ром важное место в муз. жизни Будапешта занимала оперетта, к-рая ставилась в Нар. т-ре Буды (1861–71) и Пеште (1875–1908). С 1903 работал т-р «Кирай синхаз». В 1840 в Б. была открыта Нац. консерватория, в 1867 — Нац. муз. училище. В 1875 Ф. Лист при поддержке К. Абраньи и др. музыкантов организовал в Будапеште национальную Академию музыки (с 1918 — Высшая школа муз. иск-ва им. Ф. Листа). Первым президентом академии был Лист, директором — Ф. Эркель, среди профессоров — Р. Фолькман, К. Абраньи. Академия находилась в ведении гос-ва. В первые годы основное внимание уделялось классам фп., но затем деятельность академии расширилась и по-существу она приближалась к учебным классам консерватории. Значит. внимание в академии отводилось изучению венг. муз. фольклора.

С образованием самостоятельного Венг. гос-ва (1919) значение Будапешта как муз. центра страны ещё более возросло. Однако бурж. правительство не оказывало необходимой поддержки крупнейшим муз. организациям столицы. Оперный т-р переживал большие финансовые трудности.

В 1923 при Филармонич. об-ве дирижёром Д. Бором был создан Столичный симф. оркестр (в 1952 преобразован в Венг. гос. симф. оркестр). Под рук. Э. Донаньи работал оркестр Будапештского филармонич. об-ва. В 20-30-е гг. в Б. выступали С. С. Прокофьев, А. Казелла, И. А. Добровейн, Э. Клейбер, П. Масканьи, И. Ф. Стравинский, Б. Вальтер. В 1933 в городе впервые проводился Междунар. конкурс пианистов им. Ф. Листа. Будапешт становится одним из ведущих европейских центров музыкального образования.

В период хортистско-фашистского режима (1920–44) мн. венг. музыканты вынуждены были эмигрировать. После освобождения страны от фашизма (1945) муз. культура Будапешта вступила в период расцвета. Важнейшие муз. организации получили поддержку гос-ва; была проведена национализация т-ров и муз. коллективов. Возобновил работу т-р оперы (дирижёры Я. Ференчик и А. Короди). Спектакли даются на двух сценах — в реконструированном оперном т-ре и Т-ре им. Ф. Эркеля. Театр. сезон длится ок. 10 месяцев. Труппа т-ра гастролирует во мн. странах, в т. ч. в СССР (1958, 1971). На двух сценич. площадках (до нач. 70-х гг.) работал Столичный т-р оперетты.

С 1945 начались регулярные концерты Столичного оркестра под управлением Ференчика (с 1952 — Венг. гос. спмф. оркестр). В 1945 был организован ещё один проф. симф. коллектив Б. — оркестр Венг. радио и телевидения (возглавляет его дирижёр Д. Лехель). В Будапеште работает большинство ведущих коллективов Венгрии: квартет им. В. Татраи (с 1946), квартет им. Б. Бартока (с 1957), квартет Л. Вейнера (с 1958), Венгерский духовой квинтет (с 1961). В 1950 был создан Венг. гос. нар. ансамбль, а в 1951 — танцевальный «Ансамбль Будапешт».

Симф., хор. и камерные концерты проходят в Т-ре им. Ф. Эркеля, Большом и Малом залах Высшей муз. школы, в филармонии. С 1959 регулярно в осенние месяцы проводится традиц. фестиваль Будапештские художественные недели искусств, составной частью к-рого являются спектакли муз. т-ров, концерты. С 1948 возрождена традиция больших междунар. конкурсов по разным исполнительским специальностям, к-рые с 1959 устраиваются во время Будапештских недель искусств. Летом регулярные симф. концерты проводятся в Будском муз. дворе, камерные концерты — в старинном замке «Кишцелли», оперные и балетные спектакли под открытым небом — на острове Маргит.

В результате реформы высшего образования устранён параллелизм, существовавший в уч. программах. В Будапеште работает широкая сеть гос. муз. школ; музыка преподаётся во многих общеобразовательных учебных заведениях.

Будапешт — крупнейший центр научно-исследовательской и муз.-обществ. деятельности. Здесь находится Ассоциация венг. музыкантов (осн. в 1949), муз. изд-во «Зенемюкладо» (осн. в 1950), фирма грампластинок «Квалитон». Муз. отделение нац. б-ки им. Сеченьи обладает одной из самых значит. в Европе коллекций муз. рукописей и книг о музыке. Ценная коллекция книг и нот хранится также в б-ке Академии им. Ф. Листа. При Венг. академии наук существует Архив Бартока (осн. в 1961) и спец. группа, занимающаяся фольклорными исследованиями. В Будапеште выходят муз. журналы «Muzsika» (с 1958), «Magyar Zene» и др.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Венгерская музыка
Музыкальная культура Венгрии во второй половине XIX века
Венгерский балет

реклама

вам может быть интересно

Крюки, знамена Теория музыки
Legato, легато Теория музыки

Публикации

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Кувиклы Национальные культуры
Экспозиция Теория музыки
Брейк Термины и понятия
Парагвайская музыка Национальные культуры
Шри-Ланки музыка Национальные культуры
Отыгрыш Термины и понятия
София музыкальная Национальные культуры
Фольклорный ансамбль Термины и понятия
Лудду Музыкальные инструменты

Реклама