Альтерация

Категории словаря

от позднелат. alteratio — изменение

\1) Повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения её названия. Знаки альтерации: Диез (диез, повышение на полутон), Бемоль (бемоль, понижение на полутон), Дубль-диез (дубль-диез, повышение на тон), Дубль-бемоль (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение - в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, цифра 220).

Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки альтерации перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от альтерации обозначается знаком Бекар (бекар).

Первоначально понятие альтерации возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц. -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным - более высокая («квадратная», франц. саrrй, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.

На рубеже 17-18 вв. случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки альтерации. В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются.

\2) В учении о гармонии альтерация обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонического трезвучия). Напр., в C-dur:

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):

В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges - альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e - трезвучия VI ступени.

\3) В мензуральной нотации альтерация - удвоение второй из двух равных нотных длительностей (например, второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный; | image | в двухдольном метре (в современной ритмической записи) превращаются в | image | в трёхдольном.

Литература: Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966; Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962; Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. в одном томе) М., 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 1, В.-Stuttg., 1906; Schцnberg A., Harmonlelehre, Lpz.-W., 1911, W., 1949; Riemann H., Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre, Lpz., 1913; Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern, 1920; Erpf H., Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Концертные залы Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Треугольник Музыкальные инструменты
Дуэт Термины и понятия
Ritardando, ритардaндо Термины и понятия
Экспозиция Термины и понятия
Москва Города
Симфонизм Термины и понятия
Симфониетта Музыкальные жанры
Pas, па Балет и танец
Ракоходное движение Термины и понятия
Смычок Музыкальные инструменты

Реклама