от позднелат. alteratio — изменение
\1) Повышение или понижение ступени основного звукоряда без
изменения её названия. Знаки альтерации:
(диез, повышение на полутон),
(бемоль,
понижение на полутон),
(дубль-диез,
повышение на тон),
(дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и
понижения не применяются (исключение - в «Сказании о невидимом
граде Китеже» Римского-Корсакова, цифра 220).
Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки при ключе
(ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не
меняются. Знаки альтерации перед нотой (случайные) действительны
лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от альтерации
обозначается знаком (бекар).
Первоначально понятие альтерации возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц. -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным - более высокая («квадратная», франц. саrrй, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.
На рубеже 17-18 вв. случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки альтерации. В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются.
\2) В учении о гармонии альтерация обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонического трезвучия). Напр., в C-dur:
Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):
В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges - альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e - трезвучия VI ступени.
\3) В мензуральной нотации альтерация - удвоение второй из двух
равных нотных длительностей (например, второй из двух семибревис)
при превращении двухдольного метра в трёхдольный; |
| в двухдольном метре (в современной
ритмической записи) превращаются в |
| в
трёхдольном.
Литература: Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966; Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962; Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. в одном томе) М., 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 1, В.-Stuttg., 1906; Schцnberg A., Harmonlelehre, Lpz.-W., 1911, W., 1949; Riemann H., Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre, Lpz., 1913; Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern, 1920; Erpf H., Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927.
Ю. Н. Холопов