Альтерация

Категории словаря

от позднелат. alteratio — изменение

1) Повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения её названия. Знаки альтерации: Диез (диез, повышение на полутон), Бемоль (бемоль, понижение на полутон), Дубль-диез (дубль-диез, повышение на тон), Дубль-бемоль (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение - в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, цифра 220).

Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки альтерации перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от альтерации обозначается знаком Бекар (бекар).

Первоначально понятие альтерации возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц. -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным - более высокая («квадратная», франц. саrrй, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.

На рубеже 17-18 вв. случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки альтерации. В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются.

2) В учении о гармонии альтерация обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонического трезвучия). Напр., в C-dur:

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):

В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges - альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e - трезвучия VI ступени.

3) В мензуральной нотации альтерация - удвоение второй из двух равных нотных длительностей (например, второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный; | image | в двухдольном метре (в современной ритмической записи) превращаются в | image | в трёхдольном.

Литература: Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966; Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962; Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. в одном томе) М., 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968.

Ю. Н. Холопов
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Колоратура Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Подобен Церковная музыка
Тоника Термины и понятия
Фонограмархив Термины и понятия
Лауреат Термины и понятия
Прага Города
Страсти Церковная музыка
Полная каденция Термины и понятия
Battements, батман Балет и танец
Литургическая драма Церковная музыка

Реклама