Лейпциг музыкальный

Категории словаря

Лейпциг (Leipzig) — город на юге ГДР, один из старейших культурных центров страны. В течение неск. столетий средоточием муз. культуры Л. являлись церкви, в т. ч. Томаскирхе, при к-рой в 1212 был осн. мужской хор (Томанерхор), а позднее (ок. сер. 13 в.) школа Томасшуле, где обучали пению, игре на органе. В 15–16 вв. в церквах имелись органы, построенные лейпцигскими мастерами (И. Шунд, И. Ланге и др.). Среди крупнейших органистов — Н. Веллер, С. Лёц, Э. Н. Аммербах, Г. и Т. Энгельман. Важным центром муз. жизни стал ун-т (осн. в 1409); студенты и педагоги участвовали в качестве хористов и исполнителей на духовых и струн. инструментах в богослужениях в Николайкирхе и Паулинеркирхе. Здесь изучались муз. науки, зародилось светское музицирование.

К сер. 15 в. возникло цеховое объединение проф. музыкантов (шпильманы, позже инструменталисты — барабанщики, трубачи и др.), находившееся под покровительством магистрата города. В 1479 при магистрате была создана привилегированная группа музыкантов, участвовавшая в торжественных церемониях, церк. службах, официальных приёмах и т. п. Постепенно росло производство клавикордов, лютен, струн. и духовых инструментов, не прекращавшееся даже во время Тридцатилетней войны 1618–48.

К кон. 15 в. в Л. возникли нотопечатание и торговля нотами, достигшие расцвета в нач. 17 в. В 1650 состоялось первое муз. представление — постановка «драмы с пением» «Марс и Ирен». В 1693 по инициативе Н. А. Штрунка (капельмейстер из Дрездена) открылся постоянный оперный т-р (первый спектакль — «Антигона, обманутая Альцестом» Штрунка; т-р работал до 1720).

В кон. 17 — нач. 18 вв. увеличилось число церквей с постоянными капеллами (в т. ч. Нёйкирхе, осн. в 1699, церковь Петерскирхе, осн. в 1712), возросла потребность в хористах, инструменталистах, органистах. В связи с этим расширилась деятельность Томасшуле, где обучали игре на муз. инструментах, руководству хором; Томанерхор стал участвовать не только в богослужениях, но и в разл. празднествах, собраниях светского характера. Много сделали для развития муз. иск-ва Л. комп. И. Кунау — с 1684 органист, с 1701 кантор Томаскирхе и школы при ней, муз. директор в ун-те; Г. Ф. Телеман — с 1704 органист и муз. директор Нейенкирхе, организатор муз. празднеств с участием т. н. штейнхардтовских музыкантов. Огромное влияние на разл. области муз. жизни города, как и всей немецкой нац. культуры, оказало творчество И. С. Баха, с 1723 до конца жизни работавшего в Л., в т. ч. кантором Томаскирхе.

С 17 в. заметную роль играли объединения любителей музыки — Коллегиум музикум, возглавлявшиеся видными музыкантами: А. Кригером (1657), И. Пецелем (1673), позднее — И. Кунау (1688), Г. Ф. Телеманом (1702–04), И. Ф. Фашем (1708), И. С. Бахом (1729–1740) и др. «Коллегиум музикум» пользовались большой популярностью среди композиторов, специально писавших для них музыку. К сер. 18 в. Коллегиум музикум постепенно прекратили деятельность, уступив место другим, более демократич. формам конц. жизни, отвечавшим росту влияния буржуазии. Среди первых конц. организаций: т. н. «Большие концерты» (или «Купеческие концерты», осн. в 1743 книготорговец Й. Ф. Градич, любительским оркестром руководил ученик И. С. Баха И. Ф. Долес).

С сер. 18 в. Л. становится центром развития нем. зингшпиля. Большое значение для утверждения этого демократич. жанра имела деятельность актёра Г. Г. Коха, возглавившего труппу т-ра, открытого в 1750. На сцене ставились зингшпили И. А. Хиллера, К. Г. Нефе, Й. и Ф. Бенды, позднее — В. А. Моцарта, В. Мюллера, а также оперы А. Э. М. Гретри, Ф. Филидора и др. После Семилетней войны оркестр под назв. «Любительские концерты» возобновил свою деятельность. Под рук. Хиллера (1763–85) концерты оркестра во многом способствовали обновлению муз. жизни Л. В состав оркестра входили: скрипач-концертмейстер И. Г. Хезер, лютнист Й. Кропфганс, флейтист И. Г. Тромлиц и др. В его программах преобладали соч. И. Г. Хассе, Я. Стамица, К. Диттерсдорфа, а также итал. композиторов этого времени; в конц. исполнении опер и ораторий участвовали известные певицы К. Шрётер и Э. Шмелинг. В 1766–70 Хиллер издавал муз. журн. «Wцchentliche Nachrichten und Anmerkungen, die Musik betreffend», в 1771 осн. певч. школу, в 1775 организовал Муз.-исполнит. об-во, объединившее в новый оркестр и хор студентов-хористов, музыкантов- инструменталистов — профессионалов и любителей.

С 1781 в значит. расширенном составе оркестр начал выступать в здании Гевандхауза. В оркестр, занявший с тех пор центр. место в муз. жизни Л., вошли мн. гор. музыканты, концертирующие инструменталисты и участники оперного оркестра: в 1808 при нём был создан первый постоянный камерный ансамбль — струн. квартет. В 1798–1848 и 1863–65 в Л. издавался муз., журн. «Allgemeine Musikalische Zeitung», с 1834 «Neue Zeitschrift fьr Musik», осн. Р. Шуманом.

Сер. 19 в. — период расцвета муз. культуры Л. В 1843 здесь была осн. первая в стране консерватория. В 1835–1847 оркестр Гевандхауза возглавлял Ф. Мендельсон, в 1848–60 — Ю. Ритц, в 1860–95 — К. Рейнеке, в 1895–1922 — А. Никиш. Репертуар обогатился мн. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и др. В 1884 было открыто новое здание Гевандхауза (арх. М. Гропиус и X. Шмиден) с 2 залами — Большим и Малым. В 1892 перед зданием установлен памятник Ф. Мендельсону. В 1890–96 пользовались успехом «Академические концерты», основанные Г. Кречмаром. В 1896 было создано Филармонич. об-во, организовавшее собственный, т. н. Виндерштейновский оркестр. Место церк. капелл в 19 в. заняли многочисл. хор. объединения любителей: «Певческая академия» (осн. в 1802), 2 об-ва «Лидертафель» (осн. в 1815 и 1838), Мужское хор. об-во (1843) и др. Высокий художеств. уровень отличал исполнение мужских хоров: «Паулиненферейн» при ун-те (осн. в 1822), «Арион» (осн. в 1849), Лейпцигский хор (осн. в 1891).

Во 2-й пол. 19 в. репертуар оперного т-ра обогатился произв. Р. Вагнера, О. Николаи, Дж. Верди. Важная роль в этом процессе принадлежит дирижёрам А. Нейману (работал в 1876–80), А. Никишу (в 1878–89), Г. Малеру (в 1886–88). В 1867 т-p начал работать в новом здании. Со 2-й пол. 19 в. Л. становится крупным центром муз. образования, музыковедения и нотоиздат. дела. В 1914 X. Риманом был осн. Ин-т музыковедения. В 1920 организовано по инициативе К. Штраубе Хоровое об-во. На сцене оперного т-ра, получившего назв. Лейпцигской гор. оперы (с 1912 стал гос. т-ром), в 1920-е гг. проходили премьеры произведений К. Вейля, Э. Кшенека и др. Кроме оркестра Гевандхауза, работали: Филармонический оркестр (осн. в 1919), Лейпцигский симф. оркестр (осн. в 1923) во главе с дирижёром Г. Шерхеном (выступал в концертах Филармонич. об-ва и в муз. передачах Радио). Регулярно концертировал любительский Рабочий камерный оркестр под рук. Б. Лихта. В 1926 был создан Музей муз. инструментов.

Установление фаш. режима (1933) тяжело отразилось на муз. жизни города. Сузился репертуар оркестра Гевандхауза и оперного т-ра, распались мн. хоровые объединения. В 1936 был уничтожен памятник Мендельсону. В 1943 в результате налётов англо-амер. авиации подверглись разрушению здания Гевандхауза и оперного т-ра; муз. жизнь Л. фактически прекратилась.

В первые же месяцы после разгрома фашизма (1945) возобновились систематич. концерты Гевандхауза (в реконструированном помещении Конгресхалле). Возникали новые формы деятельности музыкантов и пропаганды музыки в широких массах. С 1947 стали проводиться «Мендельсоновские дни», с 1950 — Баховские фестивали, с к-рыми связаны Междунар. конкурсы музыкантов, ставшие с 1962 традиционными, «Лейпцигские муз. дни», призванные пропагандировать творчество композиторов ГДР. В исполнении оркестра Гевандхауза впервые в Л. прозвучали мн. соч. Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бартока, ведущих нем. композиторов старшего поколения, в т. ч. О. Герстера. В 1960 восстановлено и реконструировано здание оперного т-ра, при к-ром работает филиал (преим. для постановки комич. опер, оперетт, камерных спектаклей). Среди крупнейших муз. коллективов также: симфонический оркестр Радио (в 1949–56 под рук. Г. Абендрота; затем под рук. Г. Пфлюгера и Г. Кегеля), Томанерхор (во главе хора и школы — Г. Рамин, К. Томас, Р. Мауэрсбергер). В Л. св. 100 любит. коллективов, в т. ч. Певч. академия, Лейпцигский мужской хор, университетский хор, симф. оркестр Об-ва германо-сов. дружбы. Имеются Высшая муз. школа (создана на основе консерватории) и Школа нар. музыки, неск. средних муз. уч. заведений. Продолжают работу Ин-т музыковедения, восстановлен Музей муз. инструментов, действует крупнейшее муз. изд-во «Нар. предприятие Брейткопф и Хертель» (осн. в 1795).

Литература: Dцrffel A., Geschichte der Gewandhaus conzerte zu Leipzig, Lpz., 1884; Kneschke E., Das Kцnigliche Conservatorium der Musik zu Leipzig. 1843–1893, Lpz. — N. Y., (1893); его же, Hundertundfunfzigjohrige Geschichte der Leipziger Gewandhaus-Concerte. (1743–1893), Lpz. — N. Y., (1893); Langer P., Chronik der Leipziger Singakademie 1802–1902, Lpz., 1902; Wustmann R., Musikgeschichte Leipzigs, Bd 1, bis zur Mitte des 17. Jahrhundert, Lpz. — В., 1909, 1926; Bd 2 (von 1650 bis 1723) und Bd 3, Das Zeitalter J. S. Bachs u. J. A. Hillers (von 1723 bis 1800) von A. Schering, Lpz., 1926–41; Schmidt G. Fr., Die olteste deutsche Oper in Leipzig, Munch., 1918; Bennemann P., Musik und Musiker in alten Leipzig, Lpz., 1920; Hennenberg F., Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1962; его же Das Leipziger Gewandhausorchester, Lpz., 1968.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Шум Термины и понятия
Австралийская музыка Национальные культуры

Публикации

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Буэнос-Айрес музыкальный Национальные культуры
Пастораль Музыкальные жанры и формы
Венецианская школа музыки Термины и понятия
Горизонталь в музыке Теория музыки
Ракоходное движение Теория музыки
Гальярда Музыкальные жанры и формы
Aplomb, апломб Балет и танец
Chasse, шассе Балет и танец
Фуриант Музыкальные жанры и формы
Котурны Термины и понятия

Реклама