Шопен. Рондо ми-бемоль мажор

Rondo (Es-dur), Op. 16

Композитор
Год создания
1832
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Рондо ми-бемоль мажор op. 16 (с двумя темами, сочинено в 1832 году, опубликовано в 1834 году) не отличается характерными чертами, присущими творчеству Шопена после 1830 года. Его несколько поверхностный блеск не может поэтому особенно увлекать по сравнению с потрясающими шопеновскими образами, возникающими после восстания.

Тональный план рондо (Es-As-Es-B-Es) имеет свою аналогию еще в рондо ор. 5. Рондо ор. 16 начинается в c-moll (интродукция), а заканчивается в Es-dur. Подобная особенность окончания в иной тональности станет позднее характерной для Шопена. Ближайший пример — болеро. Позднейшие — скерцо b-moll и фантазия f-moll. Это фактор романтического „просветления", а в плане музыкальной логики указывает на терцевое объединение тональностей.

Начало piu mosso интродукции рондо ор. 16 — образец хроматических обыгрываний трезвучия (пример 41); тут же прообраз воинственных, тревожных басовых рокотов из ряда позднейших полонезов Шопена:

Такты 37-38 интродукции — скрытая целотонная гамма в пассаже правой руки. В конце интродукции — подготовка начала рондо путем развития и затухания доминанты. Начало рондо — пунктированные группы, напоминающие ритмику и интонации польских мазурок. Такты 23-24 (от начала рондо) — септимы (сравни побочную тему фантазии f-moll).

Во второй теме рондо примечательны — ритмика, фольклорность. Перед репризой первой темы — традиционный спуск хроматической секвенции уменьшенных септаккордов. Прекрасны подготовка коды и сама кода рондо: окружение Es-dur, светлые диатонические (плагальные) обыгрывания темы (такт 33 и последующие от конца), затем нарастание с кадансами в Es (редкая у Шопена „репетиционная" техника), затухание на ces (сравни конец второй части мазурки ор. 17 No. 4) (припомним роль этой тональности в интродукции), хроматическое движение в тонику. Все это так свежо, что заставляет вспомнить о финале концерта f-moll.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Фортепианное трио No. 1 Камерные и инструментальные
Бородин. Струнное трио соль мажор Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Рондо 12.01.2011 в 15:29

рекомендуем

смотрите также

Реклама